"Конечно, я боялась очень сильно, ведь немцы расправлялись с разведчиками очень жестко, не щадили их вообще. Но именно сильное чувство патриотизма, которое было почти в сердце каждого в те времена, могло перебороть страх. Не знаю, пошла бы я сегодня на такую беспощадную войну, будь я молодой, но тогда это был долг", — говорит Леокадия Ковтун.
По ее словам, было пару случаев, когда разведчики из ее отряда попадали в засаду врага, но решение всегда было одним: застрелиться на месте, и они делали это, поскольку "умереть от своей пули куда лучше, чем попасть в руки фашистов".
"Но так как я была очень шустрая, ни разу не была замечена во время разведки, не получила ни одного ранения. Помню, как-то раз, на станции Понятовка Смоленской области немцы обосновали свой аэродром. Так как он был расположен близко к нашему фронту, правительство приказало уничтожить его. В то время нас партизан было уже три батальона. Так вот, ночью 5 ноября 1943 года мы очень осторожно пробрались в этот аэродром и напали на врага, сожгли мы все там, самолеты в том числе. Правда, потери были и с нашей стороны тоже, но результат был важнее всего", — вспомнила Леокадия Ковтун.
О том, что немецкая армия проиграет войну, говорит ветеран, было известно еще в начале войны. Еще зимой 1941 года мать молодой разведчицы, увидев во что одеты враги, засмеялась и сказала: "Они нас точно не победят. Ты посмотри на их сапоги кованные и лапти". А зима на земле русской, отмечает наша героиня, была суровой.
Встретила День Победы наша героиня на Украине, где и окончила Металлургический институт, и по распределению в 1949 году была отправлена в Таджикистан. Да так и осталась жить здесь. Проработала в Таджикском поисковом управлении, ныне "Таджикгеология", 30 лет, откуда и ушла на пенсию.