Аналитический доклад: более 36% кыргызских СМИ содержат язык вражды

© Sputnik / Табылды КадырбековПресса Кыргызстана
Пресса Кыргызстана - Sputnik Таджикистан
Подписаться
Авторы доклада, опираясь на данные исследования для которого были отобраны 47 наиболее популярных у аудитории средств массовой информации, отмечают, что более трети изученных медиа ресурсов содержали язык вражды. В 2014 году наибольшей враждебностью, как и в прежние годы, страдали печатные СМИ.

ДУШАНБЕ, 27 янв — Sputnik. Более 36% кыргызских СМИ содержат язык вражды, уверены эксперты из Школы миротворчества и медиатехнологий в Центральной Азии, пишет информагентство Фергана.

"Систематизация по видам СМИ выявила, что в 2014 году наибольшей враждебностью, как и в прежние годы, страдали печатные СМИ. 41,3% газет содержали враждебные атаки. Затем идут онлайн медиа, которые выплеснули 27,2% ненависти в Интернет, и менее всего языка вражды транслировалось на телевидении (1%)", — отмечается в новом докладе организации под названием "Язык вражды в СМИ и Интернете Кыргызской Республики-2014".

Авторы доклада отмечают, что для исследования были отобраны сорок семь наиболее популярных у аудитории средств массовой информации. Результаты анализа показали, что более трети, а именно 36,1% изученных медиа ресурсов содержали язык вражды.

Отличительным трендом, как оказалось, в 2014 году стало тиражирование ретрансляционных стереотипов и цитирование журналистами явно ксенофобных высказываний, заявленных спикерами на политической арене и цитируемых журналистами, а также текстов без редакционных комментариев.

В авторских рубриках часто использовался жесткий и средний типы языка вражды, прямые и завуалированные призывы не допустить закрепления в Кыргызстане определенных групп, утверждалось о "криминальности" того или иного этноса.

Авторы доклада отмечают, что в этом рейтинге лидируют газеты на кыргызском языке, а в русскоязычной медиа-среде эту номинацию возглавляют он-лайн издания.

Они отмечают, что в 2014 году часто язык ненависти содержался в статьях — сюжетах на темы, затрагивающие дискуссии на исторические и приграничные темы, где звучали обвинения этносов в криминальности.

"Риторика ненависти была зафиксирована в материалах о реакции Кыргызстана на отношения России и Украины и санкциях против РФ, об участии граждан Кыргызстана в войне в Сирии, в дискуссии вокруг кыргызско-канадского СП Кумтор, инвестиционных проектах КНР в Кыргызстане, о предстоящем вхождении страны в Евразийский союз", — подчеркивают авторы доклада.

Анализ также показал, что кыргызские СМИ предлагали целый набор интерпретаций того, что происходило в стране, и кто за всё несёт ответственность, направляя негативные эмоции аудитории на конкретные этносы и социально-политические фигуры.

Поиск врага в лице представителей других этносов, обвинение их в территориальных притязаниях и как следствие, предвзятость изображения этнических групп, оставалась ключевой во враждебном контексте.

В докладе отмечается, что в 2014 году главной мишенью языка вражды были китайцы (27%), о которых журналисты сообщали в критическом тоне. СМИ транслировали образ китайцев, как источник угрозы суверенитету Кыргызстана, конкурентов на рынке труда и агрессивных, захватывающих местных женщин для продолжения их рода.

Другой группой враждебных атак, по мнению авторов доклада, были русские. 16,9% выявленных материалов описывали этот этнос в критическом контексте, в связи с продолжающейся дискуссией в некоторых СМИ о вине русских за историческое прошлое Кыргызстана и в связи с информационной войной между Россией-Украиной.

"Кыргызы были третьей целевой группой (16,1%) субъектов языка вражды, которых чаще критиковали в контексте политических вопросов, к примеру, что вступив в Евразийский союз, кыргызы потеряют свою независимость", — отмечается в докладе Школы миротворчества и медиатехнологий в Центральной Азии.

Кроме того, авторы доклада, основываясь на анализе данных организации, пишут, что "11% упоминаний зафиксировано было об узбеках, которые по-прежнему являются объектами внимания в статьях поднимающих вопрос этнического насилия 2010 года и его последствий, а также в связи с приграничными инцидентами".

"8% негуманных метафор о таджиках журналисты приводили в статьях, где писали о них, как о виновниках конфликтов, имеющих территориальные притязания в приграничной зоне", — говорится в докладе.

Школа миротворчества и медиатехнологий (School of Peacemaking and Media Technology) является некоммерческой организацией, деятельность которой направлена на поддержку свободы слова и доступа к информации, на развитие свободной и честной журналистики, поощрение СМИ в районах кризисов с целью укрепления стабильности и демократии в Кыргызстане и Центральной Азии. Располагается в Бишкеке (Кыргызстан).

Лента новостей
0