Обозреватель РИА Новости, аналитик и журналист Александр Хроленко вспоминает события, происходившие 26 лет назад, соотнося их с современной обстановкой в этой стране.
Возвращение в "перестройку"
Когда в декабре 1979 года по мосту через Амударью в Афганистан входили части ограниченного контингента советских войск (40-й армии), никто не знал, что интернациональная миссия завершится почти через 10 трудных лет.
В соответствии с Женевскими соглашениями о политическом урегулировании, вывод войск из Афганистана состоялся в период с мая 1988 года по февраль 1989 года. В СССР вернулись более 100 тысяч военнослужащих. Афганское население провожало по-доброму. Вывод войск настраивал на мирную жизнь. На участках возможных засад подстраховывали старейшины, которые ехали на броне боевых машин. Местному населению безвозмездно передали жилые городки со всей инфраструктурой, артезианские скважины. Афганской армии оставили огромное количество боевой техники, включая авиацию и ракетные комплексы "Скад".
Когда последние батальоны перешли границу, никто из высшего советского руководства не встретил их в Термезе, не нашел доброго слова. Наступила эра нового мышления. Социалистический лагерь и военный блок Варшавского договора завершали свою историю. Танки, самолеты, корабли отправляли на металлолом. Военные городки пустели по всей стране. Новое мышление требовало жертв. Официальная идеология перечеркивала военно-политическое значение десятилетней войны в Афганистане, заслуги воинов-интернационалистов. И сами Вооруженные Силы казались обузой для государства (к началу 1990-х офицерская зарплата достигла эквивалента пяти долларов в месяц). Рушился оборонно-промышленный комплекс.
Охрану таджико-афганской границы ослабили, и вскоре боевые действия с непримиримыми моджахедами вспыхнули с новой силой — уже на территории Таджикистана. Появились горячие точки и в других республиках СССР.
В геополитике пленных не берут
Все начиналось весной 1978 года, когда афганские офицеры-социалисты (подобно российским декабристам 1825 года) организовали революцию в Кабуле. И этим предотвратили мятеж исламских радикалов. Одновременно революция создала питательную среду для моджахедов, которых спонсировал Запад с целью втянуть в вооруженную борьбу и экономически измотать СССР. При активном участии ЦРУ были задействованы огромные ресурсы. Демократическую Республику Афганистан (ДРА) сотрясали восстания, весной 1979 года на сторону экстремистов перешла пехотная дивизия в Герате. В Москве созрело военно-политическое решение.
Сегодня не вызывает сомнений, что советская 40-я армия воевала с религиозными экстремистами, которых щедро финансировал Запад. Советский Союз защищал не столько лояльный Кабул и мирную жизнь афганцев, сколько собственное системное будущее. Мы отчетливо поняли это, когда на волне "перестройки" западные партнеры не ограничились структурными изменениями на карте Европы и уничтожением враждебной идеологии. Началась физическая зачистка территорий.
В геополитической борьбе пленных не берут, и первым из союзников нашей страны повесили экс-президента ДРА Мохаммада Наджибуллу (1996). Предупреждая о серьезных последствиях теплых отношений с Ираком и другими неугодными США режимами, вскоре подобную казнь уготовили и Саддаму Хуссейну (2006). В том же году уничтожили президента Югославии Слободана Милошевича, а в 2011-м зверски замучили ливийского лидера Муамара Каддафи. По историческим меркам — просто конвейер. Таким образом, Афганистан стал началом цепи геополитических убийств — национальных лидеров и сотен тысяч рядовых граждан.
Сегодня эта воля практически не маскируется — президент Барак Обама поясняет: "США периодически выкручивают руки странам, не желающим делать то, что нам от них нужно". Указующий перст Вашингтона направлен на Башара Асада, мир притих в ожидании очередной жертвы. И только воля России и ее союзников удерживает Сирию на краю пропасти.
Мир незавершенной войны
Афганистан — это модель мира в оболочке войны, иного здесь не знают несколько поколений. В небе над Кабулом — дирижабли с видеокамерами, это американцы пытаются контролировать обстановку (как в супермаркете). На земле — почти все мужское население не расстается с автоматами Калашникова.
До недавнего времени в Афганистане находилось около 250 тыс. военнослужащих НАТО и сотрудников неправительственных вооружённых формирований, которые располагались на укрепленных базах нескольких городов, передвигались по улицам исключительно на бронированной технике. Все остальное пространство принадлежало и принадлежит разноплеменным боевикам и ополченцам. Многолетняя миссия США и НАТО в Афганистане официально завершена, обстановка только ухудшилась.
Созданная Западом политическая конфигурация неэффективна. Формирование правительства национального согласия в Кабуле затянулось на три месяца. У половины министров имеются зарубежные паспорта. Президент Афганистана Ашраф Гани и премьер-министр Абдулла Абдулла стали заложниками невыполнимых предвыборных обещаний избирателям и спонсорам. Их предшественники также имели сложные отношения с внешними спонсорами.
В 2013 году СМИ бурно обсуждали ежемесячные выплаты от ЦРУ администрации президента Афганистана и лично Хамиду Карзаю (десятки миллионов долларов наличными). И Карзай признал факты получения американских денег, уточнив: суммы были небольшие, расходовались на добрые дела и не передавались полевым командирам боевиков.
С приходом войск НАТО производство афганского опия превысило мировую потребность. В Афганистане опиумный мак выращивают и потребляют. По самым скромным подсчетам, около пяти процентов населения — 1,5 млн. человек — принимают тяжелые наркотики. Американцы смотрят на это сквозь пальцы, ведь наркотрафик нацелен на Европу, Россию, страны Центральной Азии.
Соседнему Туркменистану удавалось годами сохранять нейтралитет в афганском конфликте, и поддерживать неформальные (мирные) отношения с Талибаном. Однако борьба с транзитом наркотиков через туркменскую территорию привела к обострению ситуации на туркмено-афганской границе. К весне 2015 года прогнозируется дальнейшая активизация радикальных исламистов, которые сегодня контролируют провинции на юго-востоке и вокруг столицы Афганистана, налаживают связи с террористическим Исламским государством.
Неспокойно и в соседнем Пакистане. В конце 2014 года боевики движения "Талибан" захватили школу в Пешаваре. При штурме здания погибли свыше 120 учеников и сотрудников.
Средневековье? Нет, это мир незавершенной войны. Мы, оглядываясь, видим лишь руины? Нет, сегодня многие афганцы старшего поколения сожалеют: зря мы воевали с "шурави" (советскими), помним и добро. Афганистан не забыл русских врачей, учителей, инженеров. Почти все больницы и школы Кабула построены специалистами нашей страны. И, возможно, 15 апреля 1989 года мы ушли не навсегда. Это было слишком простое решение.