ДУШАНБЕ, 23 фев — Sputnik. Исследование на основе 30 жизненных историй кыргызских боевиков, по мнению автора, опровергает стереотипы о кыргызских исламистах, воюющих в Сирии, пишет Радио Азаттык (кыргызская служба Радио Свобода).
Автор исследования, проведенного в январе, эксперт по вопросам терроризма из Софийского государственного университета в Болгарии Татьяна Дронзина, восстановила 30 жизненных историй кыргызских боевиков.
Из них 22 истории — на основе интервью с семьями выехавших, три — из личных разговоров с вернувшимися боевиками, и пять — по материалам, опубликованным в прессе. Семеро боевиков — уроженцы северной Чуйской области, остальные — выходцы из южной Ошской области.
Большинство выехавших оказались в возрасте от 22 до 28 лет.
Среди женщин большинство разведенные и брошенные мужьями, а также несовершеннолетние, самой младшей из которых 16 лет.
В свою очередь, подавляющая часть боевиков-мужчин состояла в браке и имела в среднем двух или трех детей.
Из изученных в исследовании исламистов, четверо имеют высшее образование, а 18 человек — с законченным средним образованием.
Большинство боевиков лишь умеренно проявляли интерес к религии. Только треть экстремистов отличалась значительной степенью религиозности.
Ни один из выехавших в Сирию ранее не проявлял склонности к насилию, только о двух отозвались как о "неуравновешенных".
Кроме этого, оказалось, что далеко не у всех боевиков был низкий уровень жизни — большинство жило в "среднем достатке", двое имели очень хорошие материальные условия. Только у четырех человек уровень жизни был ниже среднего, и лишь у одного из исследуемых на момент выезда в Сирию было много долгов.
Единственным качеством, общим почти для всех выехавших боевиков, является то, что они занимались спортом.
Исследование показало, что кроме религиозных мотивов наподобие "борьба против неверных" и "борьба против врагов ислама", боевики называли совсем не связанные с религией мотивы.
Они говорили, что отправиться в Сирию их побудило желание защищать слабых и бороться против режима президента Башара Асада.
Ссылались даже на романтическую сторону сражения за рубежом — стремление к приключениям или мученичеству. Другие сказали, что устали от ежедневных житейских проблем.
Некоторые из женщин отметили желание создать семью.
Между тем, исследование выявило одну общую черту, большинство из боевиков приобрели радикальные идеи за пределами Кыргызстана.
Они восприняли новые веяния, работая за границей или обучаясь в религиозных учреждениях за рубежом.
В радикализации также сыграли большую роль социальные сети и Интернет.
Кыргызских граждан привлекали через сеть вербовщиков, действующих как за границей, так и в Кыргызстане, но при этом основной функцией сети оказалась помощь с логистикой и подготовкой к отъезду.