Отношение к Наврузу в советское время было неоднозначным: на официальном уровне праздновать его не разрешалось, поскольку власти считали, что Навруз — остаток феодального прошлого с религиозными корнями, а попытка пропаганды национальных традиций и обычаев предков грозила обвинением в национализме.
Однако, именно в те времена, журналист-редактор Буринисо Бердиева из Таджикистана осмелилась все же заговорить об истории празднования Навруза. И это был не один небольшой материал в СМИ Таджикистана, с 1966-го Наврузу был полностью посвящен каждый номер, выходящий 21 марта.
Журналисты рассказывали о традициях таджикского народа, которые непосредственно связаны с этим праздником, размещали стихи и фотографии, посвященные Наврузу.
Конечно, это вовсе не означает, что таджикский народ не праздновал Навруз до первого смелого специального номера "Маориф ва Маданият". Но праздновали тогда осторожно и уж точно не на государственном уровне. Тогда, если вы помните, Навруз даже называли по-другому — "Сайри гули лола" (Гуляние во время цветения тюльпанов), "День труда" или "Праздник весны".
Герой Навруза — Буринисо Бердиева
Бывший сотрудник "Маориф ва Маданият" Дорои Дуст в интервью изданию "Миллат" в 2012-м, рассказывая об истории выпуска первого праздничного номера партийного издания, сказал, что в ЦК потребовали от редакции предоставить для ознакомления макет номера, посвященного "Празднику труда".
"Стоило им только одобрить макет, как мы сразу его полностью заменяли на новый, посвященный уже Наврузу. И так каждый год", — вспоминает Дорои Дуст.
После выхода номера в Таджикистане, конечно, издание посещали инструкторы из ЦК, рассказывает он, но редактор просила сотрудников говорить, что ее попросту нет. Они злились, но поделать уже ничего не могли.
Вот так и стала Буриниссо Бердиева народным Героем Навруза, хотя, конечно, в первых рядах все же были Бободжон Гафуров, Садриддин Айни, Абулкасым Лахути, Мирзо Турсунзаде, Боки Рахимзаде и другие писатели и поэты Таджикистана.
Несмотря на то, что каждый номер "Маориф ва маданият" выпускался под давлением властей, и было немало попыток "убрать" неугодного главреда, однако мужество Бердиевой позволило ей оставаться руководителем издания на протяжении 23 лет.
"Каждый раз ругало нас руководство министерства образования, выражали недовольство и в Союзе писателей, мол, почему мы пропагандируем Навруз. Даже говорили, что мы сбиваем народ с пути. Деятельность Бердиевой "сверху" никто не поддерживал. Однако она была человеком авторитетным. Ее боялись, потому что она в лицо говорила о недостатках властей", — сказал поэт.
"Контора изгнанных"
Запомнилась Бердиева и своим своеобразным характером: бесстрашная, настырная, требовательная, остроумная, неугомонная, но в то же время отзывчивая и великодушная, так о ней говорили коллеги и знакомые.
"Особенность ее заключалось в том, что она собирала вокруг себя значимых фигур таджикской литературы, которые имели высокое чувство национальной гордости и этим были неугодны власти того времени. Чего только стоили Лоик Шерали, Бозор Собир и Джумъа Одина. Она всех их собрала вокруг себя, в то время как "Маориф ва Маданият" была партийной газетой", — вспоминал в беседе с "Фараж" в 2009-м главный редактор издания "Точикистон" Шариф Хамдампур.
По его словам, в 1967-м, когда сын известного писателя Сотима Улугзаде — Азиз, попросил политического убежища в посольстве Великобритании в Индии, самого писателя власти сделали изгоем общества. Многие годы он не печатался, был изгнан из рядов компартии, его не приглашали на торжества, он не попадал в списки награжденных… Причина была только в том, что его сын сбежал из СССР.
"Все его звания были аннулированы, его нигде не принимали на работу, но Бердиева даже ни на минуту не задумалась о том, стоит ли брать его к себе в штат. Она сразу приняла его, даже не посоветовавшись с кем-либо из ЦК. Поэтому тогда газету негласно назвали "конторой изгнанных"", — рассказал Хамдампур.
Именно благодаря ее стремлению собрать вокруг себя сильнейших и стать лучшей, вскоре издание, которая на протяжении нескольких лет выпускалась тиражом в 500 экземпляров, нарастила его до 150 тысяч, с выходом три раза в неделю!
Газету разбирали в киосках уже к 8 утра, а в Самарканде и Бухаре "Маориф ва Маданият" готовы были купить за 3 рубля, в то время как она стоила всего пару копеек…
Забытая Буринисо Бердиева
Последней каплей для властей стала публикация в "Маориф ва Маданият" материала под названием "История свидетельствует". Это был, как отмечают таджикские постсоветские СМИ, отклик за подписью 17 писателей и ученых на интервью автора учебника "Алифбо" Хилола Каримова, который по телевидению заявил, что до Октябрьской революции таджики были малограмотны…
Правда вскоре некоторые из авторов под давлением отказались от своих подписей. А потом, уже в 1983-м, Бердиеву сняли с должности главного редактора издания, в связи с выходом на пенсию.
В 2003-м Буринисо Бердиева скончалась на 76-ом году жизни, забытая всеми и вся, прожив последние годы с онкологическим заболеванием, в бедности.
Она так и не получила за свой труд ни наград, ни званий…