Была холодная ноябрьская ночь 1942, когда агронома Касымова вместе с группой молодых людей везли в вагонах в Сталинград. Все дальше он уезжал от родного Таджикистана, от старенькой матери, от разбитой мечты закончить вуз. Все осталось позади.
Ему тогда было только 21. А сегодня, награжденный за храбрость в бою за советскую родину орденами Отечественной войны I и II степени, один из основателей Таджикского аграрного университета Джамол Касымов хочет рассказать Sputnik Таджикистан об участии в ВОВ.
Из-за приоткрытой двери в его комнате, где дочь Саломат готовит ветерана к выходу, слышно, как он, смеясь, интересуется:
— А к нам девочки пришли или мальчики?
— Девочки, дадачон (папочка).
— А они красивые?
Раздается громкий смех Саломат, уже обращаясь к нам, она выкрикивает, что сердце отца молодое. Через пару минут к нам с улыбкой, медленными шагами, опираясь на костыли, выходит ветеран Джамол Касымов.
Рассказ ветеран начал со своей службы в 49-ой гвардейской стрелковой дивизии, где десять дней его готовили к первому выходу в бой.
Война не ждет и не щадит
— Подготовка, естественно, шла в сложнейших условиях: зима, не было горячей еды, ползали на локтях, прижимаясь к ледяной земле во время учений, и закидывали в рот параллельно сухари, да горсть пшеницы, что нам давали на сутки. Уже вскоре нас повели в бой в село Васильевка, где в те дни было самое пекло сражения. Я этот день помню, как сейчас. Много пало тогда и наших и немцев, но мы их все-таки выбили оттуда. Ценою жизней наших, конечно, но выбили. Свою первую пулю в плечо я тоже получил именно в этот день. А тогда, как, наверное, вам известно, лечились мы по-солдатски, — смеется ветеран, — вынул пулю, обработал рану, сделал перевязку и вперед дальше воевать. Война не ждет и не щадит.
По его словам, было тяжко, но советские солдаты верили, что враг обязательно будет повержен. Эта вера не поколебалась, как утверждает наш герой, ни на минуту, даже в сложнейших ситуациях, а трудности только сплачивали.
Однажды, вспоминает Джамол Касымов, когда закончились продукты, он вместе с однополчанами откапал из-под снега убитую несколько дней назад лошадь и сварил суп из мертвечины. В такие дни даже прогнившая картошка, отмечает ветеран, считалась царским продуктом. Но дали они тогда себе клятву в том, что если выживут, никогда не будут жаловаться на жизнь, пока в доме будет кусок хлеба и стакан воды.
Завершилась для него война немного раньше, чем для остальных, в 1944, когда он служил в самоходно-артиллерийском полку.
— Прорвались мы — четверо солдат на оккупированную территорию врага. Я был наводчиком в нашей бронемашине. Подбили мы тогда много немецких танков, но вскоре, и в нас попал снаряд, хотя этот момент я отчетливо не помню. Помню лишь то, что я лежу рядом с трупом нашего водителя. Смотрю, двое наших сослуживцев вылезают из люка. Я тоже, опираясь на труп, хотел подняться с места, но не смог встать. Не понимая в чем дело, снова поставил ногу на землю, но не получилось. Начал звать на помощь, никто не откликнулся. Пришлось, уже опираясь на руки, залезть на водителя и подтянуться к люку. С трудом вылез я из машины и опрокинулся на обочину дороги. А там, вы не поверите, что я увидел… у меня не было ног: на одной рваные обмотки без стопы, а на другой — голые торчащие кости без сапога. Было очень страшно смотреть на это, — несколько секунд ветеран не отводя глаз, смотрел в окно, словно пытался собрать в голове порванные клочья той трагической картины.
— И тут я вспомнил мою бедную мать, — тихо проговорил он. Она у меня после смерти отца в 1933, вырастила одна детей, осталась теперь без опоры с разбитым сердцем…
Помимо Джамола на войну она отправила еще одного сына, чьи пятеро детей остались на ее попечении. Он был больше чем уверен, что именно сейчас старушка, не отрывая глаз от дверей, сидит в ожидании своих детей.
— Я не знаю, состояние шока это было или что-то другое, но до самого госпиталя из моих ног и раненого осколками тела не вытекло ни капельки крови. А когда меня положили на койку и врач хотел промыть конечности, кровь пошла фонтаном и я потерял сознание.
Иной жизни себе не представлял
Джамол Касымов остался инвалидом. Домой в Худжанд вернулся в 1944-ом, где смог все же закончить учебу на факультете агрономии Таджиксельхозинститута. Правда, без "трепетного отношения к земле", которое еще в далеком детстве было посеяно в его сердце отцом — дехканином и без помощи ректора Ивана Павловича Клименко, как признается сам Касымов, вряд ли он смог бы добиться желаемого в учебе. Именно Клименко, встретивший его после войны отцовским объятием, отправлял домой к молодому студенту профессоров, чтобы они на дому дали ему то, что другие проходят в стенах университета.
— Он сделал для меня невозможное — видные русские ученые Дашкеевич, историк и растениевод Румянцевы и многие другие приходили читать лекции ко мне домой, — вспоминает Касымов. — А дома у меня не было никаких условий, чтобы достойно принять профессоров, но они не брезгали сесть вместе со мной на пол и заняться учебой. Вот почему я так сильно люблю русский народ, их культуру, их человечность, ведь они протянули мне руку помощи, не закрыли дверь перед моим лицом, хотя знали о моей физической несостоятельности. Они пошли мне на встречу, поскольку видели и ценили во мне стремление к новым знаниям, любовь к земле, к растениям, это было заложено во мне моим дорогим отцом еще в семилетнем возрасте.
У его отца было несколько гектаров земли, куда он брал Джамола и его брата учиться тонкостям земледелия: они рыхлили почву мотыгой, сажали семена, деревья, орошали поле, собирали урожай. Всему этому он научился у отца и не представлял себе иной жизни, где бы не было земледелья, и это поняли его наставники из института.
Собственно говоря, и сейчас, по словам дочери, в 96 лет он не перестает трудиться на своем маленьком огороде. Во дворе его частного дома, построенного своими руками еще в советское время, есть несколько плодоносных деревьев, грядки с зеленью и цветами. По словам Саломат, до недавнего времени отец сам залезал на обрезку винограда, но в этом году дети еле уговорили отца доверить это дело уже им.
Мечта последних лет — дожить до 70-летия Победы…
Дом Джамола Касымова находится недалеко от рынка "Водонасосной", здание до сих пор хранит в себе дух СССР. Это небольшие комнаты с хорошо сохранившейся советской мебелью, невысокие белые стены, открытая деревянная веранда, украшенная комнатными цветами и небольшой тапчан посередине огорода. Именно на этом тапчане ежегодно 9 мая накрывается богатый таджикский дастархан, за которым собираются близкие друзья Джамола Касымова, его дети и внуки, и обязательно ученики, которые называют своего устода "отцом агрономов".
Саломат с гордостью перелистывает толстый фотоальбом, на каждой странице запечатлены ежегодные праздничные застолья отца с учениками, среди них немало государственных деятелей, героев труда, руководящих работников, известных ученых, академиков и признанных специалистов.
Профессор подготовил за свою жизнь 14 кандидатов сельскохозяйственных наук и двух докторов наук. В знак почета своему наставнику некоторые из них посвятили целые книги, в том числе "Жизнь в подвигах", "Восемьдесят мгновений весны" и "Маресеви точик" ("Таджикский Маресьев").
Заслуженное имя "отца агрономов" первый кандидат сельскохозяйственных наук по растениеводству в республике начал нести с тех пор, как в 60-х прошлого века вместе со своими учениками, аспирантами провел комплексные экспериментальные исследования по разработке агротехнических приемов повышения урожайности хлопчатника, зерновых, зернобобовых и кормовых культур.
Именно под его руководством коллективом кафедры растениеводства был научно обоснован опыт получения двух урожаев зерна в год с гектара пашни во всех долинных зонах Таджикистана. Первый опыт он провел в 1964-66-х в колхозе имени Фрунзе Хаджентского района (сейчас Бабаджаногафуровский район).
Джамол Касымов, посвятивший почти пол своей жизни Таджикскому аграрному университету, и сейчас находится в ожидании своих учеников.
— Я знаю, они обязательно придут меня навестить на день Победы, как они это делали всегда. Тем более каждый из них хорошо знает, что моей мечтой последние годы было дожить до 70-летия Победы…
Биография Джамола Касымова
Джамол Касымов родился в 1919 в городе Ленинабад Таджикской ССР.
Участвовал в Великой Отечественной войне (ВОВ) с 1942 по 1944 годы на Сталинградском и Юго-Западных фронтах.
С 1952 до 1960 был деканом агрономического факультета Таджикского сельскохозяйственного института, после чего до 1973 года работал в качестве проректора данного учебного заведения.
Перу ученого принадлежит более 150 научных работ и несколько десятков учебников, некоторые были приняты в качестве учебного пособия в сельскохозяйственные университеты Афганистана.