ДУШАНБЕ, 11 июн — Sputnik. Тегеран заинтересован в импорте 1 миллиарда кубометров питьевой воды из Таджикистана, для чего и планируется создать водно-энергетический коридор между странами, который пройдет через Кабул, сообщает Iran.ru в редакционной статье "Иран и Центральная Азия".
Статья приурочена к предстоящему саммиту ШОС в Уфе, который пройдет в июле и где соберутся все главы государств шанхайской "шестерки". На этом мероприятии намерен участвовать и Иран.
В публикации анализируются взаимоотношения Ирана со странами членами ШОС: Таджикистаном, Узбекистаном, Казахстаном, Кыргызстаном, Россией и Китаем.
"Ирано-таджикские отношения имеют исторические и культурные корни. Тегеран стремится расширить отношения с Душанбе во всех областях, в том числе, в экономической сфере и об этом неоднократно заявляли все высшие иранские руководители", — отмечается в публикации.
В 2012 году между Ираном, Таджикистаном и Афганистаном был подписан меморандум о взаимопонимании, который предполагает строительство железной дороги, инфраструктуры для поставок энергетических ресурсов (нефти, газа, электроэнергии) и воды.
"Строительство этих коммуникаций возродит Великий шелковый путь, укрепит экономическое сотрудничество и позволит развивать государства региона", — уверены в Тегеране.
В статье анализируются взаимоотношения Ирана и с другими странами Центральной Азии.
Двухсторонние отношения с Узбекистаном стопорятся
К примеру, говорится, что хотя отношения с Узбекистаном и улучшились, но все же они не продвигаются и связано это больше всего с тем, что Ташкент, скорее всего, боится присутствия Ирана. Возможно, Ташкент насторожен тем, что это станет толчком к возрождению в стране таджикского национализма, чреватого увеличением сепаратистских настроений в Бухаре и Самарканде.
Почти половина всех визитов иранских официальных лиц и делегаций в Среднюю Азию приходится на Узбекистан. Что, к сожалению, почти не отражается на развитии двухсторонних отношений, которые, в последние годы приобрели в той же экономике отрицательную динамику, говорится в статье.
В начале 2000-х, оценив "промежуточные итоги" иранской активности в регионе, Ислам Каримов изменил свою позицию, выразив заинтересованность в развитии сотрудничества с Тегераном. Увеличился товарооборот между странами, однако как такового развития в отношениях так и не произошло.
Но реализация положений трехстороннего "Соглашения 2003 года о международных автомобильных перевозках" между Тегераном, Ташкентом и Кабулом и создание "трансафганского коридора" Термез — Мазари-Шариф — Герат с последующим выходом к иранским портам Бендер-Аббас и Чахбахар, которое сегодня находится в достаточно подвешенном состоянии, вполне могут в перспективе стать добротным фундаментом для нового этапа двухсторонних отношений.