Новые угрозы: защитит ли ОДКБ Центральную Азию?

Спецоперация в Бишкеке и последние события в Душанбе навевают мысли, что и в Центральноазиатском регионе тоже может возникнуть критическая ситуация.

Организация Договора о коллективной безопасности призвана сохранять безопасность в странах-участницах, но действительно ли мы находимся за железным щитом ОДКБ. Корреспондент Sputnik Кыргызстан побеседовал с экспертами из разных стран о роли организации и перспективах безопасности в ЦА.

14 сентября столица Таджикистана примет глав стран-участниц ОДКБ. На сессии Совета коллективной безопасности (СКБ) обсудят внезапную проверку КСОР, дальнейшее развитие военной составляющей организации. Президенты Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России и Таджикистана обменяются мнениями о ситуации в зоне ответственности Организации Договора о коллективной безопасности.

По мнению кыргызского эксперта по проблемам безопасности полковника спецслужб в отставке Таланта Разакова, мир нестабилен, а безопасность в Центральной Азии постоянно подвергается угрозам — как внешним, так и внутренним.

Учения "Центр-2015": локализуем конфликт в Центральной Азии

"Терроризм, представляющий собой настоящую угрозу мировому сообществу, объединил против себя множество государств — появились ШОС, ОДКБ и Коалиционные силы, которые имеют свою тактику", — сказал эксперт.

Он отметил, что ОДКБ проявляет сдержанность и не допускает вмешательства во внутренние дела государств, где время от времени возникают определенные критические ситуации.

"Последние события в Таджикистане показывают, что вероятность угроз в регионе высока и необязательно эти риски связаны с внешней угрозой", — сказал Разаков.

Хотя, подчеркнул эксперт, возникновение проблем с радикальными исламистами внутри ЦА неразрывно связано с геополитической составляющей и, по сути, является продолжением политики Запада в попытке сохранить однополярный мир.

Казахский эксперт, доктор политических наук, директор Группы оценки рисков Досым Сатпаев считает, что роль ОДКБ несомненно важна для безопасности в регионе, другое дело, что организация никогда не демонстрировала эту роль.

"Это может быть одной из причин того, что Узбекистан в 2012 году приостановил свое членство. Первый раз официальный Ташкент останавливал свое участие в организации в 1999 году. Также возможно, что создание контингента КСОР насторожило Каримова. Он воспринял возможность присутствия сил других государств как нарушение суверенных прав", — сказал Сатпаев.

Он отметил, что дискуссия о роли ОДКБ в кризисных ситуациях продолжается довольно долго и перед организацией должен встать вопрос о четком определении понятия внутренней и внешней угрозы. Сегодняшнее разграничение дает понимание того, что ОДКБ будет делать при нарушении границ стран-участниц, а вот реалии указывают на то, что риски могут возникнуть и внутри государства.

В итоговом заявлении саммита ОДКБ скажут об общих подходах к угрозам

"Межнациональный конфликт 2010 года в Кыргызстане ОДКБ посчитала внутренней проблемой, хотя там был риск возникновения межгосударственного конфликта. А последняя спецоперация в Бишкеке против боевиков ИГ, да и активизация экстремистов в Казахстане указывают на то что, не нарушая границ, можно создать критическую ситуацию. Как в этом случае поступит ОДКБ — пока неясно, хотя есть понятие о противодействии коллективных сил террористическим и экстремистским угрозам", — сказал Сатпаев.

Поведение контингента при гипотетическом конфликте между странами ЦА тоже не определено. Чью сторону займет ОДКБ при возникновении столкновений?— задается вопросом эксперт. Саммит в Душанбе, возможно, определит или обозначит эти вопросы.

"Процесс переговоров глав государств поможет решить вопросы коллективного противодействия возникающим вызовам и угрозам. А с учетом быстро меняющегося мира только с помощью действительно крепких дружественных связей возможно сохранение стабильности и мира в регионе", — сказал эксперт.

Кыргызский эксперт, гендиректор аналитического центра "Стратегия Восток-Запад" Дмитрий Орлов отметил, что в пятом пункте Правил применения сил КСОР четко определено, что применение силы разрешается в определенных ситуациях:

  • при отражении вооруженного нападения, в том числе агрессии;
  • с целью подавления организованного вооруженного сопротивления террористических сил;
  • при ликвидации незаконных вооруженных формирований, организованных преступных групп;
  • в целях противодействия незаконному обороту наркотических средств;
  • при нападении или угрозе нападения на личный состав, имущество или объекты КСОР;
  • в целях пресечения нарушений норм и принципов международного гуманитарного права в районе операции.

Орлов считает, что этот пункт вполне позволяет применить силу, если на территории какой-либо из стран организации начнутся какие-либо конфликты с применением оружия. Опыт показывает: там, где все начинается как мирный протест, рано или поздно появляются автоматическое оружие и боевики из других государств.

"Являются ли такие люди "террористическими силами"? Безусловно. Являются ли они внешними? Несомненно. Так что подвести нормативно-правовую базу под ликвидацию подобных угроз вполне возможно и не будет нарушением", — сказал Орлов.

По его словам, велосипед изобретать не нужно, все уже есть. Другой вопрос, что с учетом последних событий на саммите может встать вопрос об усилении и о более оперативном взаимодействии, а то, что силы ОДКБ действительно сильны, можно убедиться на регулярных всевозможных учениях.

Саммит ОДКБ: в повестке дня заседания более 10 вопросов

Российский эксперт, руководитель службы стратегического планирования Ассоциации приграничного сотрудничества Александр Собянин считает, что события в Таджикистане, связанные с мятежным генералом Абдухалимом Назарзода, не представляют угрозы.

"Это был фальш-старт государственного переворота, не более. Несмотря на жертвы с обеих сторон, ОДКБ никак не вмешивается во внутренние дела Таджикистана. В республике успешно проведены совместные учения стран-участниц договора и прямых угроз государственности Таджикистана нет", — сказал Собянин.

Он подчеркнул, что основная угроза для региона ЦА в целом и Таджикистана в частности идет с другого берега Пянджа — из Афганистана, со стороны исламских экстремистов. Кремль неоднократно заявлял, что не допустит дестабилизации в Таджикистане, и словами командира 201-й российской базы полковника Дениса Лямина Москва и в этот раз подтвердила, что при определенных сценариях подразделения готовы взять под охрану стратегически важные объекты в республике.

По мнению эксперта, получение по линии ОДКБ Таджикистаном и Кыргызстаном существенной, почти на 2 миллиарда долларов, военно-технической помощи на перевооружение войск достаточно для обеспечения безопасности. В случае же возникновения критической ситуации контингент КСОР незамедлительно придет на помощь, и последняя внезапная проверка этих сил показала отличные результаты. В целом страны организации серьезно усиливаются, например, Беларусь, Казахстан и Россия уже имеют единую систему сил ПВО и космической обороны.

"На предстоящем саммите радикальных изменений не предвидится, и юридическое обоснование применения сил ОДКБ останется в прежнем виде, но будет подчеркнута готовность перебрасывать войска в места возникновения серьезных конфликтов, представляющих угрозу государственности стран-участниц договора", — сказал эксперт.

Целями Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) являются "укрепление мира, международной и региональной безопасности и стабильности, защита на коллективной основе независимости, территориальной целостности и суверенитета государств-членов".

Начало ОДКБ было положено 15 мая 1992 года подписанием Договора о коллективной безопасности в Ташкенте (Узбекистан) главами Армении, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана и Узбекистана. В 1993-м к ОДКБ присоединились Азербайджан, Беларусь и Грузия. Впоследствии Азербайджан, Грузия и Узбекистан покинули ряды организации. На момент вступления договора в силу, в 1994 году, ОДКБ насчитывала девять членов, в настоящий момент — шесть. Высшим органом является Совет коллективной безопасности (СКБ), который назначает генерального секретаря организации. С апреля 2003 года им является российский военный и государственный деятель генерал-полковник Николай Бордюжа.

Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
В ЭФИРЕ
Заголовок открываемого материала
Международный
InternationalEnglishАнглийскийMundoEspañolИспанский
Европа
DeutschlandDeutschНемецкийFranceFrançaisФранцузскийΕλλάδαΕλληνικάГреческийItaliaItalianoИтальянскийČeská republikaČeštinaЧешскийPolskaPolskiПольскийСрбиjаСрпскиСербскийLatvijaLatviešuЛатышскийLietuvaLietuviųЛитовскийMoldovaMoldoveneascăМолдавскийБеларусьБеларускiБелорусский
Закавказье
ԱրմենիաՀայերենАрмянскийАҧсныАҧсышәалаАбхазскийХуссар ИрыстонИронауОсетинскийსაქართველოქართულიГрузинскийAzərbaycanАzərbaycancaАзербайджанский
Ближний Восток
Sputnik عربيArabicАрабскийTürkiyeTürkçeТурецкийSputnik ایرانPersianФарсиSputnik افغانستانDariДари
Центральная Азия
ҚазақстанҚазақ тіліКазахскийКыргызстанКыргызчаКиргизскийOʻzbekistonЎзбекчаУзбекскийТоҷикистонТоҷикӣТаджикский
Восточная и Юго-Восточная Азия
Việt NamTiếng ViệtВьетнамский日本日本語Японский俄罗斯卫星通讯社中文(简体)Китайский (упр.)俄罗斯卫星通讯社中文(繁体)Китайский (трад.)
Южная Америка
BrasilPortuguêsПортугальский