Андрей Казанцев, доктор политических наук, директор Аналитического центра ИМИ МГИМО специально для Sputnik
Одна из главных тем заседания ОДКБ — выработка мер по противодействию активизации террористических и экстремистских группировок в Центральной Азии.
Рост проблем на этом направлении связан с целым рядом факторов: нестабильность в соседнем Афганистане, негативное влияние со стороны "Исламского государства" в Сирии и Ираке, общая тяжелая ситуация на постсоветском пространстве в связи с войной на Украине и интенсификацией геополитического противостояния Запада и России.
Плюс экономический кризис в ряде постсоветских стран, связанный с низкими ценами на энергоносители на мировых рынках и разрушительным влиянием взаимных санкций России и стран Запада.
Форпост будет усиливаться…,
Во время саммита, как отметила пресс-служба Кремля, главы государств-членов ОДКБ рассмотрят пути дальнейшего наращивания сотрудничества, что в нынешнем контексте означает усиление российской помощи Таджикистану и соседнему с ним Кыргызстану, как наиболее угрожаемым звеньям в ОДКБ.
В контексте подготовки к заседанию в Душанбе генеральный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа уже заявил, что в ближайшее время военно-техническая помощь Таджикистану будет наращиваться.
Он отметил, в частности: "Мы исходим из главного постулата: Таджикистан — форпост на пути проникновения в центральноазиатский регион. И вообще на территории ОДКБ очень многих вызовов и угроз, которые связаны и с терроризмом, и с экстремизмом, незаконным оборотом наркотиков, незаконной миграцией и так далее. Таджикистан стоит на острие всех этих проблем, и ему нужно оказывать помощь".
…но не вмешиваться во внутренние дела Таджикистана
Однако, вместе с тем, ОДКБ до сих пор не являлось и, стоит надеяться, что и в будущем не станет механизмом вмешательства во внутренние дела центральноазиатских государств, которые часто связаны с конфликтами между враждующими клановыми группировками.
В частности, силы ОДКБ не использовались в соседнем Кыргызстане во время двух прошедших в этой стране революций. Кыргызский народ имел возможность сам устанавливать и менять власть в своей стране.
То же самое относится и к Таджикистану в контексте имевших недавно вооруженных столкновений.
ОДКБ — это механизм обеспечения безопасности государств-членов, прежде всего, от внешних угроз.
Разумеется, если конфликт, связанный, например, с мятежом Абдухалима Назарзода (экс-замминистра обороны, — ред.), или подобные ему конфликты выйдут за пределы Таджикистана. Скажем, если группы мятежников вновь, как это было в период гражданской войны, начнут набеги на территорию Таджикистана с территории Афганистана, то ОДКБ будет вынуждено вмешаться, чтобы помочь в обеспечении безопасности таджикско-афганской границы.
Однако, отмечу, что для других членов ОДКБ, включая Россию, предпочтительно, чтобы политические внутритаджикские вопросы решались самими гражданами Таджикистана, как суверенного государства. Иначе возможно возникновение инсинуаций о "российской оккупации", "вмешательстве во внутренние дела суверенного государства", и т.п.
"Запрет ПИВТ опасен для всех членов ОДКБ"
Саммит ОДКБ будет проходит в условиях, когда в республике идет процесс запрещения Партии Исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ), уже вытесненной из парламента.
Эта партия была основной силой оппозиции в прошедшей гражданской войне. Раздел власти между властью и ОТО обеспечил республике мир. Поэтому запрет партии и отказ от принципов принятого Соглашения в условиях резкого обострения угроз безопасности представляет определенную опасность для стабильности не только Таджикистана, но и других членов ОДКБ.
Как отмечали многие авторитетные эксперты, он может привести к активизации деятельности радикального исламистского подполья не только в Таджикистане, но и в других странах, связанных с Таджикистаном миграционными процессами.
…В целом, саммит призван подчеркнуть позитивную основу деятельности ОДКБ — поддержание мира и стабильности в Центральной Азии, одном из самых угрожаемых регионов постсоветского пространства.