ДУШАНБЕ, 21 сен — Sputnik. XXIV Кинофестиваль стран СНГ и Балтии "Киношок" в очередной раз прошел в Анапе. И, хотя конкурсанты и являются представителями мощных кинематографических школ, общие результаты, по мнению некоторых участников фестиваля, скорее удручают.
Пансионат "Фея-2" в очередной раз принял у себя киношников со всего бывшего СССР. И всем им представился шанс пообщаться друг с другом в обстановке, максимально неформальной.
Показы фестиваля проходили на третьем этаже одного из корпусов. Зал, конечно, не dolby surround. Но для большинства картин, снятых за сущие копейки, это даже плюс. Единственные претензии к акустике зала выказывал режиссер из Армении Арман Чилингарян. В его фильме "На седьмой день", посвященном спитакскому землетрясению 1988 года, в некоторых местах не хватило акустических мощностей. И в итоге, по словам режиссера, не были переданы важные нюансы. Например, ржание лошади, разгребающей обломки.
В среднем один показ собирал от пятнадцати до пятидесяти человек.
— В этом году — очень слабая конкурсная программа, — говорит председатель жюри, сценарист и режиссер Лариса Садилова. — Слабее не было, наверное, никогда.
Главные надежды критиков связаны с кинематографом Грузии. На фестивале учредили специальную программу "В фокусе — Грузия".
Наибольшее количество положительных оценок получила документальная лента Наны Джанелидзе "А есть ли там театр?" Картина посвящена судьбе легендарного Абдуллы из "Белого солнца пустыни" — актеру Кахи Кавсадзе. В цеху заброшенного вагонзавода он рассказывает о репрессиях, обрушившихся на его семью.
— Это действительно катарсис, — говорит режиссер Наталия Беляускене. — Высокопрофессиональная работа, созданная неравнодушными людьми, с потрясающим героем.
Есть странная закономерность, актуальная, впрочем, не только для Грузии — большой бюджет портит картины. Так, не все критики смогли оценить картину "Мандарины" Зазы Урушадзе, сюжет которой, по их мнению, надуман и грешит пафосом.
Но по общему количеству подлинно мастерских работ Грузия далеко впереди. Так, награду за лучшую женскую роль получила картина Левана Тутберидзе "Там, за горами". Жюри высоко оценило работу британской актрисы Кристал Беннетт, прожившей на экране историю молодой англичанки, оказавшейся в суровой и патриархальной реальности горного селения.
— У Грузии — очень сильные кинематографические традиции, созданные работами великих мастеров, — говорит продюсер фильма "Там, за горами" Гия Басгадзе. — Есть особая аура, атмосфера. В 90-е годы имел место определенный упадок. Но сейчас тенденция — снова позитивная.
В числе наиболее динамично развивающихся стран — Казахстан и Киргизия. Работы, представленные местными кинематографистами — очень перспективны.
Казахским кинематографистам достался приз за лучшую мужскую роль. Награду присудили артисту Жандосу Айбасову за роль в фильме "Кенже". Сам фильм — боевик международного масштаба. Съемки происходили в Тайланде, Гонконге, Европе. "Кенже" — тот случай, когда большой бюджет пошел на пользу. Фильм крепко сбит, динамичен, захватывающ. Смотрится на одном дыхании.
К сожалению, ни режиссер, ни артист-лауреат на фестиваль не приехали. И о положении казахского кинематографа нам поведал режиссер Юрий Фитинг.
— В Казахстане очень сильна господдержка киноиндустрии, — говорит Юрий. — Куплено новейшее оборудование. И сейчас кино переживает ренессанс. Наверняка в ближайшем будущем Казахстан порадует нас новинками.
Порадовал и Кыргызстан. Фильм "Небесное кочевье" Мирлана Абдыкалыкова получил заслуженное гран-при "Киношока".
— Съемки проходили высоко в горах, — рассказывает оператор-постановщик Талант Акынбеков. — Условия были по-настоящему экстремальными. Заряжали аппаратуру от генераторов. Но мы довольны своей работой.
Разочарованием фестиваля стал белорусский блокбастер "Мы братья".
— Ожидали большего, но получился глуповатый боевик в стиле Дэна Брауна, — делится впечатлением от просмотра режиссер Юрий Фитинг. — Много денег. Много трюков и полный ноль смысла.
Приз за режиссуру получил латвийский фильм "Модрис" режиссера Юриса Курситиса. Это криминальная драма о молодом парне, ведущем антиобщественный образ жизни. В программе короткометражек награды также удостоилась латвийская криминальная драма "Па Па" режиссёра Валерия Олехно.
Очень теплый прием был оказан таджикскому фильму "Воздушный Сафар" Далера Рахматова и Гуландом Мухаббатовой. Это комедия в духе Кустурицы и старого грузинского кино.
— Если учесть, что Таджикистан долгое время вообще не производил кино, это — настоящий прорыв, — говорит Лариса Садилова. — Обнадеживает самоирония, и можно сказать, что при таком старте — таджикский кинематограф нас еще порадует.