Проблема мусора в столице актуальна уже много лет. Дело дошло до того, что жители столичных районов уже через СМИ обращаются к ответственным лицам с просьбой очистить баки рядом с их домами. Фотографии переполненных контейнеров, с завидным постоянством лидируют в топах таджикских соцсетей.
Одна время при участии мэрии работала группа общественных наблюдателей за чистотой города. А летом прошлого года из-за несвоевременной уборки мусора, Убайдуллаев снял с должности начальника горуправления по защите окружающей среды.
И вот теперь дело дошло до видеонаблюдения…
Штрафники
По данным представителя столичного Управления защиты окружающей среды Саидахмада Саидова, на сегодняшний день из 1 тысячи 116 точек, ограждены уже 628. Больше всего в самых густонаселенных районах города — в районе Шохмансур (212) и Сино (107).
— Наряду с этим, у каждой точки по очереди ведут дежурство представители ЖЭУ и ДЭУ, которые наблюдают за чистотой и объясняют жителям территорий, что выбрасывать мусор разрешается только с 17:00 до 23:00, а тем, кто выкидывает в остальное время, будет назначен штраф, — говорит Саидов.
Штраф, кстати, не маленький. Для физических лиц от 40 до 120 сомони, для должностных — от 400 до 600 и для юридических — от 4 до 8 тысяч сомони.
Так, в книге протоколов у Саидова за 2015 год зарегистрированы 258 случаев нарушения требований по охране окружающей среды, что меньше по сравнению с прошлым годом на 57 случаев.
Меньше мусорить жители стали именно после усиления мер, уверен специалист, который отмечает, что сумма штрафов в этом году в целом составила 21,8 тысяч сомони, в минувшем году было больше в два раза — 42,5 тысяч сомони.
— Среди штрафников, в основном, обычные жители города, которые то не доносят свой мусор до назначенного места, то доносят, но уже не бытовой мусор, а отходы стройматериалов, за что тоже налагается штраф, — поясняет Саидов.
К слову, штрафуют специалисты не только простой люд, в этом году в книге протоколов были списаны и должностные фамилии. Главы ГУП "Партобкашон" (организации, которые, собственно, и занимаются вывозом мусора) в двух столичных районах были оштрафованы за несвоевременный вывоз мусора.
Халатность в работе им обошлась в целом в 1000 сомони.
Камеры — "невидимки"
По рассказам специалистов, конечно, все не так плохо, но вот реальная картина обстоит немного иначе.
… На "элитных", центральных улицах района Исмоили Сомони и вправду чистота: мусорные баки ограждены и очищены, за соблюдением требований по охране окружающей среды наблюдают по очереди сотрудники ДЭУ и ЖЭУ, даже в 10 точках уже установлены камеры видеонаблюдения.
Кстати, о них.
Камеры подвешивают над головой у мусорных баков, и заметить их невооруженным глазом очень сложно. Заныканы они глубоко между листьями деревьев, да так, что сами наблюдающие дворники порой ничего о них не знают.
Так получилось и с Садбарг, которая на вопрос: "а где камеры-то?", ухмыльнулась:
— Я их, моя дорогая, не видела. Каждое утро подметаю территорию Детско-подросткового центра и слышу разговоры девушек из ДЭУ, которые наблюдают за ближайшей мусоркой, — рассказывает она. — Как я поняла, они эту камеру сами тоже не видели. Соврали сверху, наверное. Просто, чтобы напугать народ, любящий засорять все вокруг.
И, по словам Садбарг "кстати, у них получилось, последнее время тут очень чисто. Да и девушки наши выполняют свою работу правильно, наблюдение ведут беспрерывно, — продолжает Садбарг и ищет глазами своих подруг. — Наверное, завтракать ушли. У них подъем в 3 часа ночи. До 5 утра всю округу подметают, а потом с 7 утра до 5 вечера поочередно ведут наблюдение за чистотой. Значит, скоро должны явиться".
"Так, где же все-таки камера?" — вернулась я мыслями к материалу и пошла искать.
Пару кругов вокруг да около мусорных баков и, вот он — высоко над головой тонкий кабель ведет прямо к маленькой камере, хорошо припрятанной за листьями дерева. Оттуда — к будке Экослужбы ГАИ, где и сидят наблюдающие за непослушными жителями.
Ответить внятно, как работает система и был ли кто-нибудь оштрафован за выброс мусора не в указанное время, сотрудник экослужбы, правда, мне так и не смог рассказать, ссылаясь на то, что за всем наблюдает другой человек. Да и включить монитор от компьютера, куда подсоединена камера слежения, у него тоже не получилось…
Зато понаблюдать через такой же монитор за мусорными баками и людьми удалось уже на улице Мирзо Турсунзода, рядом с СИЗО ГКНБ страны. Там, на противоположной стороне мусорной точки, есть небольшой базар и ряд магазинов. Хранилище с монитором к камере, как говорит продавец Мирзо Дониёров из продуктового магазина №23, представители хукумата района установили у него в январе текущего года.
— До того, как появились камера и наблюдатели, здесь дышать было сложно: мусор вываливался из баков, прямо к автомобильной дороге. Вонь и мухи — это все, что мы терпели долгое время, — рассказывает Дониёров. — Возможно, тогда была и доля вины ответственных лиц из службы экологии хукумата района, которые не убирали вовремя мусор, но и народ тоже мусорил безбожно. А сейчас, как я вижу, все под сильным контролем.
Как оказалось, система все же еще не полностью проработана: нет единого хранилища с удаленным управлением, а проверять видеоархив на место приезжают из хукумата, по словам Мирзо Дониёрова, лишь раз в месяц, а то и в два. Это при том, что после полного заполнения накопителей, запись в таких камерах продолжается с автоматическим удалением старых файлов данных. А хватает ли их на месяц, два, не ясно…
Непредвиденный расход
Помимо этого, пока не известно, когда именно на всех мусорках города будут установлены эти камеры, поскольку, по словам завотделом окружающей среды хукумата столичного района Сомони Саъдулло Восиева, бюджетом такой расход изначально не планировался…
На что рассчитывал мэр, распорядившись установить камеры, или точнее на чьи средства, не ясно. Но получилось так, креативные главы районов возложили решение данного вопроса на плечи предпринимателей, так называемых активистов махалли…
— На приобретение и установку камер понадобится более 1 миллиона сомони, это очень дорого и мы просто не готовы к таким расходам. Поэтому мы просим о помощи бизнесменов и предпринимателей каждой территории. А вот оградили точки выброса мусора мы сами — за счет хукумата и к тому же организовали наблюдение, — рассказали нам в столичных органах исполнительной власти.
Возникает вопрос, как быть с бедными махалями, жители которых не готовы тратиться на установку камер, и по соседству с которыми не живет богатый предприниматель?
Ответ оказался простым: для них хукумат постарается найти ресурсы тем же методом, только уже на территории соседних районов. Впрочем, заниматься вплотную этим пока в хукуматах не собираются. Первоначальная задача на данный момент — это оградить и обеспечить наблюдение на местах.
Другая картина
… Ну и это все хорошо. А вот стоит отъехать на несколько километров дальше центра, и нам предстает совершенно иная картина.
Самый, пожалуй, непристойный вид у микрорайона Зарафшан столичного района Сино. Бок о бок со школой №86 здесь стоит ряд более чем из десяти мусорных баков.
Двенадцатый час дня, а половина из них уже переполнена. Здесь нет ни камер, ни наблюдателей. Те, кому лень дойти до пустых баков, просто выбрасывают мусор в пакетах и мешках на землю.
Здесь тоже уже начали ограждать мусорку: сварка стальных конструкций завершена, осталось только положить шифер. Вот и табличку, запрещающую выбрасывать мусор в неположенном месте, повесили.
Но.
Пятнадцать минут у баков. Выброшены несколько ведер и мешков бытовых отходов. На вопрос, не видят ли они табличку с запретом, ноль реакции.
О баклажках в арыках рядом с жилыми домами и выкинутых мешках со стройматериалами прямо под окнами, можно не говорить вообще…
— Во всем виноваты сами жители, — уверен сотрудник ЖЭУ Ахрор Джаборов — наблюдатель улицы Шаумян района Шохмансур. По его словам он уже устал напоминать людям об ограничениях и запретах по выбросу мусора.
— Некоторым и слова не скажешь, — сетует он, — но все же я стараюсь контролировать ситуацию до вечера, пока спецмашина не приедет и не очистит баки. Тут, как вы видите, камер еще нет. Есть только ограждение, вывеска с предупреждением и я.
Несмотря на маленькую зарплату — 200 сомони, Ахрор Джаборов пытается честно выполнять свою работу.
— Надо будет и сам руками все очищу, но у людей совести нет — это однозначно, а нашему ЖЭУ наплевать на все — тоже ясное дело, — говорит он. — Я лично жаловался на нескольких жителей, которые нарушают требование, но никто по сей день не пришел, не проверил и не оштрафовал никого. Мне обидно. Люди даже не считаются с моим возрастом, а я стар и мне сложно постоянно убирать за ними и, тем более, тратить на них нервы.
Чтобы облегчить ситуацию старому человеку, в хукумате района обещали установить двери с замком на ограждении, чтобы люди не могли выбрасывать мусор, когда им вздумается. Но пока это ограждение еще возведут, а мусор, вот он — "тоннами бросают и за всеми не уследить", — сетует Джаборов.