Угрожают ли российские ракеты стабильности в регионе и мире? Об этом Sputnik спросил политобозревателя, члена Совета по правам человека при президенте РФ Максима Шевченко.
— Ракетные удары по Сирии несколько поменяли ситуацию в Кавказском регионе, — сказал политолог. — Из акватории Каспийского моря впервые в истории был нанесен удар по территории Ближнего Востока. В политическом контексте удар имел стратегический характер. Россия показала, что рассматривает Каспийское море как территорию своего непосредственного военного присутствия.
Эксперт уверен, что государствам региона теперь, безусловно, придется считаться с позицией России, которая показала своим соседям, что способна преподносить серьезные неожиданности.
Ответного удара со стороны террористов опасаться, по мнению Шевченко, не стоит. Для волны террора в настоящее время отсутствует социальный базис.
— Считаю, что на Северном Кавказе никакой угрозы бандподполья на сегодня нет, — сказал Шевченко. — Оно полностью уничтожено. Все террористические группировки разгромлены, и их руководители и ключевые фигуры убиты. В отличие от 90-х годов нет никаких социально-экономических предпосылок для возникновения устойчивой террористической активности внутри страны.
Если в 90-е годы население северокавказских республик, особенно Чечни, Ингушетии, Дагестана, переживало тяжелейший стресс после распада СССР, то теперь этот стресс уже преодолен. Люди в значительной степени инкорпорировались в Российскую Федерацию, в ее структуры.
— Мне кажется, ракетные удары охладят пыл тех, кто хотел бы разжечь войну на Южном Кавказе, — считает Максим Шевченко. — Вообще участие России (в военной операции в Сирии — ред.) стабилизирует международную ситуацию, нежели каким-то образом ее усложняет и утяжеляет. Безусловно, появился еще один полюс политической силы, который будет способствовать мирному решению всех проблем и всех вопросов в регионе.
Не стоит, по мнению журналиста, упрекать Россию в нарушении договора о нераспространении ракет средней и меньшей дальности.
— Такие обвинения абсолютно не оправданны, — считает Шевченко. — Договоренности 1987 года касались только размещения ракет в Европе. Никаких договоров, касающихся Ближнего Востока и Средней Азии, не существует. Российские корабли находились за пределами Европейского субконтинента. Поэтому все эти обвинения — абсолютно пустословная пропаганда.