Проект, как напомнил эксперт, был создан в первые же дни после развала Советского Союза; одним из его предназначений было "удержать от расползания" бывшие советские республики.
Тогда нельзя было допустить превращения стран в несостоятельные государства и обострения внутренних противоречий вплоть до военных конфликтов.
На сегодняшний момент проект, по мнению Гриняева, эту свою задачу уже выполнил.
"Проблема проекта СНГ в том, что он строился не на взаимной помощи, не на взаимопонимании, а в основном на помощи со стороны России. То есть Россия взяла на себя бремя поддерживать все бывшие республики Советского Союза, выдавать им льготные кредиты, решать их внутренние проблемы и т.д. Вот что такое СНГ", — считает эксперт.
Сейчас страны уже достаточно развились, каждая из них пошла своим путем. И нет причин России "тянуть" эти государства, отметил Гриняев.
И рыбку съесть…
Еще одна проблема, по его мнению, в стремлении многих стран, входящих в СНГ, "усидеть на двух стульях".
С одной стороны, государства хотят сохранить отношения с Россией, чтобы и дальше получать от нее льготные кредиты, а также другую помощь в решении как внутренних, так и внешнеполитических вопросов.
С другой, они все больше заигрывают с Западом, пытаясь выстраивать отношения, в том числе и контрпродуктивные для России по целому ряду вопросов.
По убеждению эксперта, будущее не за СНГ, а за Евразийским экономическим союзом, поскольку это объединение строится на взаимовыгодных условиях.
"Здесь никто никого не принуждает и никто ни от кого не ждет необоснованной помощи и содействия. Основа Евразийского союза заключается, прежде всего, в долгосрочной экономической выгоде для государств", — пояснял Гриняев.
Конечно, добавил эксперт, и в этом случае Россия, как ведущий локомотив проекта, оказывает поддержку некоторым странам-участницам. Но здесь ситуация несколько иная, чем в СНГ — в Евразийском союзе страны выстаивают именно прагматичные экономические отношения.
"Опасность исламского терроризма сблизит страны СНГ"
Сейчас есть предположения, что участие России в антитеррористической операции в Сирии отразится на политике безопасности стран СНГ.
Новейшая история, напомнил Гриняев, уже знает ряд подобных вопросов, связанных, например, с конфликтом в Южной Осетии. Ни одна из стран СНГ так и не признала, вслед за Россией, независимость Абхазии и Южной Осетии.
Эксперт полагает, что и в вопросе по операции российских ВКС в Сирии ситуация будет примерно та же. Ждать однозначной поддержки действий России не приходится.
Но фундаментальный исламский терроризм опасен не только для России, но и для многих стран СНГ, прежде всего, расположенных в Центральной Азии.
Сам ход российской операции в Сирии, вероятнее всего, сподвигнет национальные элиты стран Содружества к сближению с Россией в этом вопросе.
По мнению эксперта, скорее всего, это произойдет не в пределах СНГ, а в рамках Организации Договора о коллективной безопасности и Евразийского экономического союза.