Дорога в Пенджикент представлялась не из легких: трясучка по бездорожью на протяжении нескольких часов положительных перспектив не внушала.
Однако опасения оказались напрасными: дорога до Айни через "Истиклол" оказалась приемлемой (сказался проведенный в многострадальном тоннеле ремонт), а трасса Айни — Пенджикент вплоть до границы с Узбекистаном порадовала своей новизной.
Первое преимущество, которое чувствуется в дороге — даже не само качество полотна, а сэкономленное время за счет новых мостов, сокращающих объезды.
Итог — в пути до границы Узбекистана мы успели позавтракать, пообедать, пообщаться с инженерами и зайти в местный музей. Если бы не эти остановки (больше всего времени у нас, конечно, отнял плотный обед), мы бы успели вернуться в Душанбе еще засветло.
В пути кое-где еще можно заметить китайских и таджикских рабочих: несмотря на то, что полотно уже в основном закончено, работа еще осталась: нужно нанести разметку, построить придорожную инфраструктуру…
Кстати, строительная техника, задействованная при строительстве, должна остаться для дальнейшего обслуживания новой дороги.
Многих моих коллег интересовала проблема межгосударственного масштаба: дорога восстановлена вплоть до границы, а сама граница с Узбекистаном закрыта. Мы даже пытались разглядеть бетонную стену, которую якобы построили со стороны Узбекистана, но дальше таджикского приграничного пункта нас не пропустили.
Как нам сказали организаторы пресс-тура, Азиатский банк развития не может вмешиваться в политическую сторону вопроса, однако факт приведенной в хорошее состояние дороги должен, по его мнению, положительно повлиять на решение узбекской стороны.
Все-таки это большой потенциал международного коридора, в котором, в случае его открытия, будет задействована не одна страна, в том числе и Китай.
Не зря проект АБР направлен на развитие регионального сотрудничества, а сама дорога, являющаяся частью Шелкового пути и коридора Центральноазиатского регионального экономического сотрудничества (ЦАРЭС), улучшит доступ свыше 300 тысячам жителей региона к рынкам, образовательным и медицинским услугам.
Также новая трасса будет способствовать повышению потенциала региона по развитию сельского хозяйства, промышленности и туризма.
Всего на средства гранта АБР ($100 миллионов), кредита фонда ОПЕК ($14 миллионов) и бюджета правительства Таджикистана ($1,3 миллиона) было отремонтировано и реконструировано 112,69 километров дороги между Айни и Пенджикентом и до границы с Узбекистаном, в том числе восстановлен 31 мост.