Основная трудность для тех, кто хочет усыновить или удочерить ребенка заключается в необходимости собрать документы. Иногда бумажная волокита занимает около года, и все это время ребенок, которого собираются взять в семью, вынужден оставаться в интернате…
Если же пара решила взять новорожденного ребенка, ей придется так же годами стоять в очереди и ждать, пока биологическая мать откажется от своего малыша в родильном доме. Случается это не часто, как правило, в первые дни после рождения ребенка, от него мало кто отказывается.
Через что же нужно пройти потенциальным родителям?
Для начала собираем справки:
- — из туберкулезного диспансера;
- — из наркологического диспансера;
- — из психоневрологического диспансера;
- — из диспансера кожных и венерологических заболеваний;
- — ВКК из поликлиники по месту жительства;
- — по месту жительства с указанием количества людей в семье;
Также нужно предоставить:
- — Технический паспорт и договор купли-продажи жилища;
- — Заключение комиссии по правам ребенка по месту жительства об уровне жизни семьи;
- — Расписку членов семьи с согласием на усыновление ребенка;
- — Справку с работы с указанием заработной платы;
- — Характеристику с места работы или домкома;
- — Справку из МВД об отсутствии судимости;
- — Паспорт (оригинал и копия);
- — Свидетельство о браке (оригинал и копия);
- — Биографию;
- — Заявление на имя председателя комиссии по правам ребенка при Хукумате города/района по месту жительства.
— Вот, посмотрите, все справки, которые требуются, очень важны. Сами подумайте, как можно исключить, например, справку из наркологического диспансера или туберкулезного? Все эти документы собрать не сложно, сложнее ждать очереди, когда берут с пеленок, — говорит сотрудница столичного хукумата, показывая распечатанный перечень.
"Сепсис — это не страшно, мы ее вылечим…"
… В приёмной кабинета председателя комиссии по правам ребенка Джамили Лангариевой сидит пара.
Судя по их волнению, они, наконец-таки, дождались своей очереди.
— Ребенок хорошенький, ей 1,5 месяца, только вот у нее сепсис в крови, — говорит девушка, переключаясь на пару.
— Ничего, сепсис — это не страшно, мы ее вылечим, — отвечает 35-летняя Фарангис (имена изменены) с явным волнением в голосе. — А нам дадут за ней ухаживать до суда?
— Нет, только после суда вы сможете ее забрать, — предупреждает девушка.
— Да, мы знаем, — включается в разговор молодой человек. — Мы имеем в виду там же, в Доме малютки, мы же можем до суда, навещать и ухаживать за ребенком? Мы же лучше будем смотреть, — чуть сдавленным от волнения голосом проговорил мужчина.
— Да, конечно, — продолжила девушка, с жалостью глядя на измученную ожиданиями пару.
Не каждый день увидишь мужские слезы, это был как раз тот редкий момент…
Усыновление, как бег с препятствиями
Оказалось, что Фарангис и Манучехр уже 10 лет пытаются завести ребенка.
Три раза женщине проводили экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО — беременность) в Алматы. Однако дорогостоящая процедура результатов не дала. Как только пара ни лечилась, к кому только они ни обращались, все тщетно.
Наконец, в 2010 году они решили усыновить ребенка. На сборы и сдачу всех необходимых документов ушло всего две недели. Дальше оставалось только ждать.
Телефонный звонок с хорошей новостью поступил спустя пять долгих лет. И теперь пара с нетерпением ждет решения суда, который решит быть или не быть им родителями.
У другой пары — Шахнозы и Диловара — путь к усыновлению ребенка также был долог, по их словам, он больше напоминал бег с препятствиями.
Пороги больниц и различных государственных учреждений во время сбора документов они обивали почти год. Затянувшуюся беготню Диловар объясняет тем, что не мог посвятить все свое время только этому делу.
— Я частный предприниматель, отпусков себе не могу позволить. Даже один день отсутствия на рабочем месте бьет по карману. Сами понимаете. Поэтому приходилось иногда просить родственников заменять меня, а самому собирать документы, — вспоминает он.
Правда, выжидать в очереди им пришлось меньше, чем Фарангис и Манучехру. Уже через два года они взяли ребенка в семью.
Диловар говорит, что подобное испытание выдержать достаточно трудно и было бы лучше, если бы весь этот процесс упростили.
— Ведь усыновить ребенка, дать ему новый дом, любовь, заботу, понимание — это то, к чему стремятся люди, желающие стать родителями. Поэтому бумажная волокита не должна выступать против милосердия, — говорит он.
Поправки помогут?
Впрочем, правительство услышало мольбы желающих усыновить детей-сирот и внесло поправки в Семейный и Гражданско-процессуальный кодексы РТ. Согласно изменениям, этот порядок немного упрощается.
Так, по новым правилам, брать детей теперь могут родители, у которых нет определенного места жительства. То есть нововведение автоматически исключает из вышеуказанного списка документов пункт о предоставлении техпаспорта и договора купли-продажи жилища.
Также, по словам депутата Гулбахор Ашуровой, заключение комиссии об уровне жизни или предоставление справки с указанием заработной платы являются чисто формальными.
Основная же задача комиссии — определить: действительно ли потенциальные родители проживают по указанному адресу.
— Что касается заработной платы, не важно, сколько человек зарабатывает — 100 сомони или 500 долларов, главное, чтобы он где-то работал, — говорит депутат.
Очень важно, чтобы усыновляющие были в браке, ребенок должен расти в полноценной семье, поэтому депутаты не стали исключать этот документ из списка, добавила она.
Также новая версия закона предусматривает возможность менять место рождения ребенка. В прежней редакции родителям разрешалось исправлять только дату появления малыша на свет.
Кроме того, принятые поправки освобождают родителей от уплаты госпошлины при рассмотрении судами их просьб об усыновлении или удочерении.
… По официальным данным, в стране зарегистрировано свыше 46,2 тысячи детей-сирот, из которых более 2-х тысяч не имеют ни отца, ни матери.
В очереди на усыновление стоят свыше 1,7 тысячи граждан Таджикистана. За пять лет в стране обрели новые семьи около 4 тысяч детей.