О трудностях, с которыми сталкиваются семьи мигрантов при получении образования для детей, рассказал корреспондент ИА Фергана.
Заволжский районный суд Твери на днях вынес решение, дающее надежду многим семьям мигрантов, чьи дети не были приняты в школу или были исключены из нее из-за отсутствия у их родителей регистрации. Гражданин Узбекистана Нурбек Курбанов выиграл процесс против управления образования Твери и руководства школы, отчислившего в середине учебного года двоих его сыновей — учащихся 8 и 10 классов.
Они были исключены только лишь на основании завершения действия разрешения на временное проживание (РВП) в России и, соответственно, срока регистрации. Суд удовлетворил иск Курбанова: признал недействительным приказ об отчислении из школы его детей и постановил восстановить их.
Школа как новый орган миграционного контроля
Комитет "Гражданское содействие" пошел дальше: подал жалобу в Верховный суд России на приказ министерства образования и науки, ограничивающий право на образование детей, у которых нет постоянной или длительной временной регистрации на территории России.
Именно на этот приказ за номером 32 от 22 января 2014 года ссылаются директора школ при отказе в приеме иностранных детей. Согласно ему, в перечень документов, предоставляемых в школу для зачисления, должна входить справка, подтверждающая наличие у ребенка регистрации.
Как отмечает координатор проектов Комитета "Гражданское содействие" Анастасия Денисова, попытки увязать право на образование детей с регистрацией предпринимаются уже не впервые.
— История началась не с 2014 года, а гораздо раньше. Еще в 2001 году наша организация выигрывала суд у правительства Москвы по аналогичному вопросу. Мы распечатывали то судебное решение, давали его директорам на руки, чтобы они не боялись и принимали в школу детей вне зависимости от наличия или отсутствия у них регистрации.
Но в 2011 году вышел новый приказ Минобрнауки. После разъяснений юристов замминистра образования Игорь Реморенко подписал разъяснительное письмо, в котором было четко сказано, что регистрация не должна быть препятствием для поступления ребенка в школу. Оно было загружено в базу "КонсультантПлюс", разослано по всем школам, и мы выдавали его всем иностранным гражданам, столкнувшимся с этой проблемой. И вот опять новый виток.
За последний год к нам поступило более 30 обращений от родителей-мигрантов в связи с отказом школ принимать их детей. На все наши запросы в управления образования нам говорят, что в соответствии с приказом №32 ребенку при поступлении в школу нужна регистрация как минимум по месту пребывания. На основе этого приказа сформирован порядок приема, который забит в электронную систему оказания государственных услуг на портале Москвы. А там регистрация — обязательный компонент, и иного способа подать заявку в школу не предусмотрено, — говорит Денисова.
По ее словам, школы при отказе не принимают во внимание ни семейные обстоятельства, ни положение родителей, как в случае с Курбановым. Сам отец имеет вид на жительство (ВнЖ) в России. Но матери и детям было отказано в получении ВнЖ, поскольку женщина не работает.
Таким образом, ей и детям нужно было вновь собирать документы на РВП, а для этого всему семейству, за исключением отца, необходимо было выехать из России. Весь этот процесс требовал немалых денег и времени. Школа ждать не стала даже несмотря на то, что дети учились в ней уже шесть лет, причем учились довольно успешно…
Директора этой тверской школы отчасти понять можно: УФМС по Тверской области в письменном виде разъяснило ей об административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 18.9 Кодекса об административных правонарушениях РФ за "оказание иных услуг иностранному гражданину или лицу без гражданства, находящимся в Российской Федерации с нарушением установленного порядка или правил транзитного проезда через ее территорию".
Эта статья предусматривает штраф до 300 тысяч рублей.
Правозащитникам непонятно другое: почему на образовательные учреждения возложены миграционные функции — выявлять иностранных граждан и проверять легальность статуса их пребывания в России.
Без регистрации вход воспрещен
— Детям иностранных граждан директора московских школ предъявляют требования предоставить регистрацию на год или на более длительный срок. А в случае отсутствия такой регистрации угрожают отчислением. Аргументируется это тем, что Москва может позволить себе обучать только тех детей, которые зарегистрированы в Москве, а Московская область, соответственно, тех, кто зарегистрирован в области, — говорит член Общественного совета при ФМС России, инициатор движения "Страна без расизма", юрист Бахром Исмаилов.
Наверняка учителя не разбираются в тонкостях миграционного законодательства и не знают, как непросто мигранту сделать регистрацию на год вперед.
Поскольку до 18-летнего возраста ребенок не является субъектом административного права, а считается лицом, следующим за родителями, то основанием его пребывания в России является родительская регистрация. Значит, родитель должен сам иметь годовую регистрацию. А для того чтобы одному из родителей ее получить, нужно единовременно проплатить стоимость патента за год, а это ни много ни мало — 48 тысяч рублей в Москве. И других вариантов нет.
Может ли приехавший на заработки человек единовременно выложить такую сумму — вопрос риторический. А вот угодить в число нелегальных мигрантов легко даже самому законопослушному иностранцу. Ведь даже за малейшее административное нарушение можно попасть в список не въездных в Россию.
За прошедший учебный год жалобы на отказ в приеме детей из мигрантских семей в школу поступали и продолжают поступать во многие правозащитные организации. Если два-три случая — это недоразумение, то десятки — уже тревожная тенденция.
В соответствии с принятым в 1992 году законом "Об образовании в Российской Федерации", учреждения начального, среднего и профессионального образования должны обеспечивать прием детей школьного возраста независимо от их национальности и гражданства.
Отсутствие в школе свободных мест — единственная причина, по которой может быть отказано в приеме документов. Других причин нет и быть не должно.
— Зачастую администрации школ не принимают документы у детей мигрантов, ссылаясь на отсутствие свободных мест. Но после разговора нашего юриста с директором школы большинство таких ситуаций удается уладить, и выясняется, что места все-таки есть. Многое зависит от воли самого директора, — говорит юрист Интеграционного центра "Миграция и закон" Хосият Имомназарова.
Правозащитники надеются, что Верховный суд удовлетворит их жалобу, так как приказ Минобрнауки нарушает Конвенцию о правах ребенка, Конституцию России и федеральный закон об образовании. Причем это касается не только иностранцев.
Российские дети также ограничены в выборе учебного заведения и при поступлении в школу не по месту постоянного проживания не застрахованы от отказа по этой причине.
— Регистрация стала препятствием для поступления ребенка в школу. Реализация конституционного права на образование не должна быть обусловлена наличием или отсутствием регистрации. Мы подписали Конвенции, у нас есть Конституция, и ведомственные нормативные акты не должны им противоречить. Но каждый раз приходится доказывать это и решать вопрос через суд. Ведь любое ограничение в образовании детей идет вразрез с интересами государства — ни обществу, ни родителям не выгодно, чтобы дети сидели дома без обучения. И учителя от этого страдают, потому что большинство из них понимают, что ребенок должен ходить в школу, но над ними довлеет этот пресловутый приказ, — отмечает Анастасия Денисова.
Привить российские ценности
Об интересах России в вопросе обучения детей мигрантов говорили и на прошедшем 25 июня в Москве заседании Общественно-консультативного совета при столичном УФМС. Была озвучена позиция мэра Сергея Собянина: все дети в Москве должны учиться. И эта необходимость продиктована как правовыми и гуманистическими соображениями, так и вполне рациональными интересами российского государства.
— Проведенное нами в 2011 году исследование показало, что 45 процентов бездомных и беспризорных детей в Москве являются детьми мигрантов из стран СНГ. И это самый высокий показатель среди всех регионов России. Поэтому крайне важно, чтобы все дети были охвачены школьным образованием, — отметил замдиректора Центра социологических исследований министерства образования и науки России Александр Арефьев.
Еще более стратегически важный аргумент привела зампредседателя Комиссии по делам национальностей и миграционной политике Общественной палаты города Москвы Мария Котовская:
— Очень часто к нам приходят москвичи, которые говорят: у нас кризис, а мы тратим такие большие деньги на обучение детей мигрантов, зачем вкладывать в них ресурсы, если они все равно уедут.
Но когда мы вкладываем в образование детей, когда они учат русский язык и становятся активными потребителями российской культуры, даже если они вернутся на родину — они уже будут проводниками нашей культуры, нашей страны. Мне кажется, это архиважная задача.
Поэтому мы должны всячески способствовать качественному образованию детей мигрантов. И именно семейная миграция — наиболее благополучный и спокойный вид миграции. А чтобы у нас было комфортно и мигрантам, и жителям Москвы, начинать нужно с того, чтобы еще с детского сада объяснять детям, как интересно изучать культуру другого народа. И здесь задача государственных структур и общественных организаций — всемерно способствовать установлению гармоничных межнациональных отношений, — сказала Котовская.
Ее поддержал и депутат Госдумы России Илья Костунов, который отметил, что система образования России должна способствовать тому, чтобы приезжие дети становились "нашими":
— Дети, проучившиеся в российской школе пусть даже полгода-год, на этот год стали нашими людьми с российским культурным кодом. И система образования, тем более в Москве, должна быть направлена на то, чтобы за этот год детям были привиты какие-то ценности российского народа.
Как заметил Костунов, не стоит даже намекать на то, что через детей мигрантов государство пытается принудить их родителей выполнять миграционные требования, и пообещал разобраться в том, что творится в этом вопросе в системе образования:
— Созданное недавно Федеральное Агентство по делам национальностей занимается проблемами межнационального общения и профилактикой разных форм дискриминации. Я выйду на сотрудников этого агентства, чтобы они обратили внимание на школы, — добавил депутат.
Мифы и просчеты
По данным департамента образования Москвы, в завершившемся учебном году в школах столицы обучалось 25.357 иностранных ребят, подавляющее большинство которых — дети трудовых мигрантов, беженцев и переселенцев из постсоветских стран.
Возможно, их реальное количество, по словам Александра Арефьева, на треть больше. Но за последнее десятилетие эти цифры если и менялись, то незначительно, и официальная численность иностранных детей в школах Москвы с 2006 года держится на уровне 25 тысяч человек.
От общего числа московских школьников иностранцы составляют всего около трех процентов (по данным за 2012 год, в школах Москвы обучались 825 тысяч детей). Хотя еще совсем недавно с легкой подачи масс-медиа был создан миф о том, что во многих московских школах больше половины учащихся составляют дети из малообеспеченных мигрантских семей. Статистика и исследования показали, что эти сообщения не соответствуют действительности. Но последствия этих мифов общество будет пожинать еще долго в виде родительских предубеждений и негативного восприятия москвичами одноклассников с нерусскими фамилиями.
— Исследования среди молодежи показали, что в Москве проблема противостояния между молодежью разных национальностей стоит довольно остро. Если говорить о том, насколько лояльны москвичи к тому, что в их классе учатся дети мигрантов, то с проблемой неадекватного отношения родителей и, к сожалению, некоторых учителей к детям мигрантов мы сталкиваемся только тогда, когда это дети из малообеспеченных мигрантских семей. И дети москвичей перенимают это отношение своих родителей к их иностранным одноклассникам.
Другая проблема — поступление детей мигрантов в гимназии и лицеи, то есть те школы, которые считаются элитными. Я сама присутствовала на нескольких родительских собраниях, когда родители начинали возмущаться, что в класс приняты дети мигрантов. На самом деле дети из очень многих семей мигрантов, которые много лет живут в Москве, учатся не только не хуже, а очень часто лучше, потому что родители нанимают им репетиторов, да и сами дети более мотивированы. Наше общество должно избавляться от таких стереотипов, — говорит Мария Котовская.
Так и с требованием о регистрации. Антиконституционный приказ можно отменить. Но в умах некоторой части учителей и родителей еще долго будет бытовать установка о том, что штамп о регистрации дает одним детям больше прав на обучение в той или иной школе, чем другим.
Что касается трудовых мигрантов, то, как показывают исследования, большинство из приезжающих на заработки в Россию с семьями нацелены на интеграцию в российское общество и последующее приобретение гражданства. И если сегодня для родителей экзамен по русскому языку и российской истории может представлять некоторую трудность, то завтра для их детей, получивших образование в местной школе, русская культура станет органичной частью ментальности. И с этой точки зрения директивы, выставляющие приезжих детей за борт российской образовательной системы, выглядят досадным просчетом.