Кыргызстан и Узбекистан
В Бишкеке Керри будет присутствовать при открытии новой канцелярии при посольстве США и нового кампуса Американского университета Центральной Азии.
Кыргызский визит Керри пройдет в непростых условиях для американо-киргизских отношений. Президент Кыргызстана Атамбаев публично делает, наверное, самые враждебные за всю историю независимости этой страны заявления в адрес США.
Кроме того, Кыргызстан закрыл американскую военную базу в аэропорту Манас и вступил в Евразийский экономический союз (ЕАЭС), что означало определенное торжество политики Москвы над интересами Вашингтона.
Практически, можно говорить, что сейчас ключевым влиянием в этой стране обладают две державы — Россия и Китай (в основном, за счет экономических инструментов), а американское влияние резко снизилось.
В Самарканде (Узбекистан) произойдет главное политическое событие — Керри встретится с министрами иностранных дел всех пяти центральноазиатских республик. Это — новый формат, который называется "C5+1" (т.е. представители пяти центральноазиатских государств + представитель США).
Этот формат призван компенсировать некоторое уменьшение американской роли в регионе, происходящее в связи с укреплением позиций России и, особенно, Китая.
Естественно, пройдут и встречи Керри с представителями Узбекистана. РУ является одним из важных получателей американской военной помощи в регионе, что важно в контексте поддержания стабильности к северу от афганской границы.
Вашингтон высоко оценивает подчеркнутое стремление Ташкента сохранять свою независимость в отношениях с Москвой и Пекином и не вступать в такие "россиецентричные" организации, как ОДКБ и ЕАЭС. Однако со времен восстания радикальных исламистов в Андижане, которое узбекские власти расценили как поддержанное и даже инспирированное "извне", в том числе с американской стороны, Узбекистан не готов слишком сближаться с США.
В свою очередь, Вашингтон без серьезных последствий для своего имиджа не может слишком тесно поддерживать государство, которое имеет на Западе репутацию одного из наихудших в мире нарушителей прав человека.
Недавно в американской прессе вышел список из трех "режимов — наихудших нарушителей прав человека, поддерживаемых Вашингтоном", два из них, узбекистанский и туркменский, относились к Центральной Азии.
Казахстан
Еще одной остановкой будет Астана. Там Керри примет участие в четвертой встрече в рамках американо-казахстанского стратегического диалога, а также произнесет речь о роли Центральной Азии в мире.
Следует отметить, что недавно в кулуарах ООН состоялась встреча президента Назарбаева и президента Обамы.
После этого представитель Белого дома заявил, что Казахстан "является ключевым союзником США в регионе Центральной Азии".
Казахстан поддерживает отношения с США в рамках своей многовекторной внешней политики, несмотря на то, что он является, пожалуй, наиболее активным членом ЕАЭС. При этом основное содержание американо-казахстанских отношений можно охарактеризовать как прагматизм, т.е. речь не идет о каком-то реальном стратегическом сближении (американский "вектор" казахстанской политики уступает российскому, китайскому и даже европейскому), а просто о взаимовыгодном сотрудничестве в экономике, а также — в поддержании стабильности в регионе.
Туркменистан
В Ашхабаде пройдет встреча Керри с руководством этой страны.
Туркменская встреча Керри проходит на фоне определенной интриги. Недавно Ашгабад сделал серию любопытных внешнеполитических жестов, которые были расценены многими наблюдателями как направленные против России и в пользу США.
Когда после встречи с Путиным президент Казахстана Назарбаев озвучил коллективную озабоченность ситуацией на туркмено-афганской границе, МИД Туркменистана выступил с нотой, в которой отрицались вообще какие-либо угрозы на этом направлении. Этот оскорбительный демарш можно было расценить как указание Астане (и косвенно Москве) "не лезть" в туркменские дела.
Одновременно переговоры, в том числе, о безопасности, вел в Америке министр иностранных дел Туркменистана. И со стороны экспертного сообщества высказывались в этой связи обоснованные предположения, что руководство Туркменистана (имеющего нейтральный международный статус) хочет получить от США гарантии безопасности и, в ответ, предоставить американцам в пользование военный аэропорт Мары-2.
Заинтересованность в этом объекте Вашингтон проявлял достаточно давно. Кроме того, Ашхабад "реанимировал" проект газопровода ТАПИ (Туркменистан — Афганистан — Пакистан — Индия), для проведения которого также нужны гарантии безопасности со стороны США, как единственной серьезной военной силы, присутствующей сейчас в охваченном хаосом Афганистане.
К этому можно добавить определенное заигрывание туркменского руководства с Японией и попытку передать японцам важное газовое месторождение, потенциально связанное с ТАПИ, причем, "в пику" китайцам.
В целом, на этом основании в экспертном сообществе сложилось следующее представление о том, чего примерно хочет Ашхабад.
Он, вполне возможно, хочет дистанцироваться одновременно от Москвы и Пекина, получив гарантии безопасности от США и начав частичное замещение китайского экономического влияния японским.
Визит Керри и последующие события покажут, правильной ли была эта догадка.
В любом случае, реализация описанной выше возможной внешнеполитической интриги очень маловероятна. США не захотят слишком тесно связать себя со страной, имеющей на Западе имидж "сталинистского Диснейленда".
Кроме того, падает и интерес американцев к ситуации в Афганистане, для чего им и нужно было в свое время военное присутствие в Мары-2. Есть риск, что Туркменистан, если он пойдет по описанному пути, просто потеряет драгоценное время в условиях серьезной дестабилизации на туркмено-афганской границе.
Таджикистан
Таджикский визит Керри пройдет в условиях, когда Таджикистан находится перед выбором: вступать в ЕАЭС и теснее связать себя с Россией, от которой он уже имеет гарантии безопасности в рамках ОДКБ, или продолжать играть в "многовекторность".
Возможно, что американская сторона будет выступать с предложениями, поддерживающими многовекторную политику Душанбе.
В целом, визит Керри в Центральную Азию проходит в достаточно сложный, переломный период для американской внешней политики в регионе. Еще недавно США интересовались Центральной Азией, в основном, в контексте "афганской проблемы" (именно такова была административная структура, в рамках которой центральноазиатские вопросы рассматривались в Госдепартаменте США, в одном контексте с Южной Азией).
Теперь же все большее внимание в американской политике отводится вопросам отношений с Россией, в частности, противодействию расширения влияния Москвы на постсоветском пространстве, что не в последнюю очередь связано с недавним украинским кризисом.
Поэтому Центральная Азия возвращается, с точки зрения Вашингтона, во все большей степени в контекст постсоветской, а не афганской политики.
Одновременно важными приоритетами для США в Центральной Азии остаются вопросы борьбы с международным терроризмом и контроля за ростом китайского влияния.