ТАШКЕНТ, 3 дек — Sputnik. Верхняя палата парламента Узбекистана в четверг во время пленарного заседания приняла постановление об амнистии в связи с 23-й годовщиной принятия Конституции, сообщает узбекский Sputnik.
Принятым документом предусмотрено освобождение от наказания впервые осужденных за совершенное преступление, женщин, лиц, не достигших на момент совершения преступления 18 лет, мужчин, достигших 60-летнего возраста, граждан иностранных государств, а также тех, кто совершил преступление по неосторожности. Точное число подпавших под амнистию станет известно позднее.
Решение об амнистии не распространяется на лиц, осужденных на длительные сроки заключение и пожизненно, а также совершивших преступления в составе организаций, предоставляющих угрозу безопасности государству и обществу.
По распоряжению президента Узбекистана, право принимать решение об амнистии применяется в республике с началом деятельности двухпалатного парламента в январе 2005 года. Ранее данный акт был исключительно прерогативой главы государства. Сенат Узбекистана впервые принял постановление об амнистии в 2005 году в связи с 13-й годовщиной принятия Конституции.
В 2014 году амнистия была применена к 52,498 тысяч человек, из которых 3,289 тысяч были выпущены на свободу, остальным сокращены сроки отбывания наказания, в отношении некоторых прекращено уголовное преследование.
Тогда в честь 22-годовщины принятия Конституции на свободу вышли 42 иностранных заключенных, в том числе и 10 таджиков.
Однако десятки других граждан Таджикистана продолжают оставаться в узбекских застенках.
При невыясненных обстоятельствах…
Точное число граждан Таджикистана в тюрьмах соседнего государства неизвестно, но по данным правозащитных организаций речь идет о десятках человек.
Граждане Таджикистана находятся в тюрьмах соседней страны в основном по обвинениям в незаконном пересечении границы, контрабанде наркотиков, сотрудничестве с экстремистскими группами и по обвинению в шпионаже.
Вот истории некоторых из них, чьими делами в разное время интересовались правозащитные организации и о которых писали таджикские СМИ.
Сулаймон Буриев, житель джамоата Фароб Пенджикентского района, был задержан летом 2013 года вместе с 23 подростками и 74-летним отцом во время сенокоса на спорной приграничной территории между Таджикистаном и Узбекистаном.
Власти Узбекистана освободили четырех из них спустя несколько месяцев, однако сам Буриев был приговорен судом к 17 тюрьмы. Позже срок заключения ему сократили на 7 лет, он продолжает отбывать заключение в тюрьме Кизилтеппа.
49-летний Саидкул Ашуров также из Пенджикента, работал главным инженером британской золотодобывающей компании "Оксус Голд" в Узбекистане, но в августе 2011 года по обвинению в шпионаже был приговорен к 12 годам тюрьмы.
Сам он отрицает свою вину, и говорит, что стал жертвой конфликта узбекских властей с британской компанией.
При невыясненных обстоятельствах в тюрьме "Зангиота" города Ташкент в прошлом году скончалась гражданка Таджикистана Нилуфар Рахимджонова, обвиненная в Узбекистане в 2012 году в терроризме и незаконном пересечении границы.
Нилуфар была дочерью известного богослова из Таджикистана — Домулло Маъруфджона Истарафшани. Летом 2011 года она отправилась из Ирана, где проживала с семьей, в Таджикистан, навестить родных. Позже она решила участвовать на свадебном мероприятии родного брата в Ташкенте и незаконно пересекла границу.
По данным ассоциации "Права человека в Центральной Азии", спецслужбы, задержавшие ее, предложили выступить по государственному ТВ, признаться в том, что она является членом ИДУ и хотела совершить теракт в Ташкенте. Взамен ей обещали свободу. Женщина взяла на себя вину, но состоявшийся позже суд признал ее виновной и приговорил к 10 годам тюрьмы.
Три года назад в Таштюрьме, по данным ассоциации, от пыток скончался Зокир Хасанов, бывший генерал армии, пограничник из Сурхандарьинской области Узбекистана. Хасанов родился в Ленинабаде (ныне Худжанд), был этническим таджиком. С паспортом гражданина Узбекистана он жил и работал в Узбекистане вплоть до задержания в 2011 году. Его обвинили в шпионаже в пользу Таджикистана.
Граждан РТ, отбывающих наказание в Узбекистане за шпионаж немало. Последняя история касается трех женщин из Сурхандарьи, подрабатывавших проституцией на границе с Таджикистаном. Их обвинили в том, что они, якобы, пытались получать информацию от узбекских офицеров через интимные отношения.