ДУШАНБЕ, 4 дек — Sputnik. Высокий уровень долларизации является главной причиной реакции валютного рынка Таджикистана на курсовые колебания, однако за последние полгода реформа в банковской системе позволила сократить темпы роста курса доллара США, сообщил сегодня на брифинге первый зампредседателя НБТ Джамолиддин Нуралиев.
Девальвация сомони по отношению к доллару США с начала 2015 года составила 31,3%, что ставит Таджикистан на 5-е место среди стран СНГ, где происходит девальвация валют.
В начале года курс 1 доллара США в Таджикистане составлял 5,47 сомони и вырос до 7,18 сомони. Основной рост курса попал на январь-мая 2015 года — тогда курс повысился на 24,6%.
Высокая степень долларизации экономики — порядка 70%, по словам Нуралиева, является основной причиной столь значимого влияния на экономику и жизнь людей.
Он выразил беспокойство относительно непрофессиональной подачи информации со стороны СМИ и объяснил журналистам, что в статьях о курсе валют необходимо опираться на профессиональный анализ, а не на предположения псевдоэкспертов, которые не знают, каков торговый баланс на сегодня.
"Здесь надо учитывать, что население сразу же реагирует на сообщения СМИ. Вы написали о курсе 7,6 сомони за 1 доллар, возможно, это было в двух "обменниках", но это не говорит обо всем рынке, люди вам поверили, и началась паника. В тот день, когда СМИ сообщили, что курс повысился до 7,6 сомони, мы резко потеряли 800 миллионов долларов — они были скуплены. Это усугубило ситуацию. На самом деле, максимальный курс по столице в начале этой недели был на уровне 7,38 сомони", — пояснил он.
Нуралиев отметил, что курсовые колебания происходят не только в Таджикистане, но и в других странах мира. В пример он привел евро, который в 2015 году девальвировал по отношению к доллару на 12,4%, российский рубль — на 12,7%, казахский тенге — на 68,6%, кыргызский сом — на 28,8%, узбекский сум — на 13,5%, белорусский рубль — на 51,5%, китайский юань — на 2,9% и японская йена — на 3,1%.
"Если бы Нацбанк не предпринимал мер по сдерживанию курса доллара США, то вероятнее всего, он бы вырос сегодня не на 31,3%, а, возможно, на 100%. Но мы понимаем всю значимость курса на экономику и поэтому ведем контроль за этим", — пояснил он.
Что касается закрытия обменных пунктов, первый замглавы НБТ отметил, что не стоит это называть закрытием "обменников", скорее — это интеграция обменных пунктов в банковскую систему, ведь эта часть рынка до сих пор была практически не контролируема.
"Весной этого года все обменные пункты были переведены в составы банков, однако тогда не была проведена интеграция, т.е они не отчитывались за куплю-продажу валюты, банки в целом не могли контролировать "обменники". В результате, спекуляция продолжилась, часто обмен валют происходил без какой-либо лицензии и такие факты мы обнаружили в Яване. Поэтому сейчас мы будем проводить интеграцию и вновь откроем пункты обмена", — пояснил он.
Нуралиев сказал и о том, что первое время будут сложности с обменом валют, однако эта реформа, по его словам, необходима для стабилизации валютного рынка в стране.
В Нацбанке не берутся прогнозировать курс доллара, однако уверяют, что прогнозы некоторых СМИ относительно того, что в конце 2015 года доллар будет стоить 11 сомони, не сбудутся. Он не сомневается, что у кризиса есть и положительная сторона — это возможность для развития. Благодаря спаду импорта и увеличению экспорта, по его словам, удалось сдержать инфляцию на уровне 4,1%, что является одним из низких показателей в СНГ.