Корреспондент РИА Новости побывал в освобожденных ассирийских деревнях на реке Хабур на северо-востоке Сирии, где исламисты опустошили и разрушили христианские реликвии.
На пути к христианским землям
Путь к зеленым холмам вдоль реки Хабур начался из города Камышли у границы с Турцией. Нас встретил представитель ассирийской общины Джулиан. Узнав ситуацию на дороге от Камышли до Тель-Тамр (самый большой населенный пункт, где проживают христиане), садимся в машину. Минут десять — и выезжаем за город. Панорама скучная — пустынная, на дороге стоят посты сирийской армии и курдских сил самообороны (КСС). Нас везде пропускают и улыбаются, узнав, что в машине русский.
Проезжаем город Эль-Хасаке, где тоже проживает много христиан. Джулиан показывает, где кто живет и где летом шли бои с ИГ. Боевики четыре раза предпринимали попытки штурма города и дошли почти до центральных кварталов. Сирийская армия вместе с ополченцами-ассирийцами "Сутору" ("Защита") и бойцами ККС смогли отстоять город и отбросить противника на несколько десятков километров к "логову" ИГ в Ракке.
Джулиан участвовал в обороне Эль-Хасаке, он один из первых христиан взял в руки оружие, чтобы защитить свои земли от захватчиков. По его словам, бои были тяжелые — "погибло много храбрых ребят".
Пугающая пустота и развалины храмов
Пейзаж меняется, когда мы подъезжаем к сельской местности. Перед глазами — многочисленные холмы, кажется, кто-то засеял их ровным ярким газоном. Здесь названия поселений начинаются со слова "Тель" ("Холм" — араб.), и почти на каждой горке — маленькая деревушка.
Первая остановка у нас в деревне Тель-Хермус. Здесь произошло самое кровопролитное сражение. Вместе с сирийской армией ее освобождали молодые ребята из окрестных деревень, которые после назвали себя "защитниками Хабура". Исламисты почти полностью сожгли деревню.
"Обрати внимание: возле этого дома неприятный запах — мы еще не все тела достали. У нас после сражений здесь еще пять ребят числятся пропавшими без вести. Под завалами находим и то, что осталось от наемников. Мы тут положили больше 150 пришлых", — говорит Джулиан, останавливаясь у развалин одного из домов.
По дороге к храму Джулиан показал место, где была столовая. Здесь жительница деревни Тель-Хермус готовила еду военным, за что захватчики отсекли ей голову. "Почти каждый дом в этих деревнях таит в себе подобную трагичную историю. Она отказалась покидать свой дом, даже когда пришли террористы. Разве не похож ее подвиг на подвиг первых христиан, которых убивали лишь из-за крестика на их груди? Нас тоже за это сейчас убивают, мы вернулись на тысячелетие назад — и вновь гонения на христиан", — рассказывает проводник.
На центральной площади — разрушенный до фундамента храм. Судя по масштабам, он был большим, сейчас от него остались лишь камни, куски мраморных колонн и два позолоченных светильника, кресты искорежены до неузнаваемости, нет ни одной уцелевшей иконы.
"Видишь — так они огнем и мечом уничтожают нашу культуру, историю христианства, Сирии и мира в целом. 5 тысяч христиан стали беженцами, 36 деревень и ни одной уцелевшей церкви, а что имело историческую ценность в старых храмах давно вывезено в Турцию. Граница здесь недалеко — проще простого", — продолжает Джулиан.
Его обида и горе чувствовались на расстоянии. Ассирийцу можно было не говорить — не по себе становилось от пустоты, запаха и разрухи. Сделав ряд снимков, возвращаемся к машине.
Сирия — наш дом, и мы его не покинем
Вдоль дороги мы встречаем подобные Тель-Хермус деревушки, пустые и разрушенные. В одной из них стоит храм святого Георгия. Его основание уцелело после подрыва, но все стены почернели изнутри, и пахнет гарью. Осматривая помещения церкви, под завалами мы нашли несколько чудом уцелевших церковных книг, включая Евангелие, написанное на ассирийском языке. Джулиан бережно очистил книгу от пыли и взял с собой. Мы решили передать найденные книги настоятелю ассирийской церкви в Камышли.
Ассирийцы считаются одними из первых народов, принявших христианство, а их культуре больше 10 тысяч лет. Именно ассирийцы, проживающие на территории Сирии, Ирака и Ливана, являются наследниками первой в мире империи — Новоассирийской державы. Современные ассирийцы чтят и гордятся своей историей — они продолжают говорить на новоарамейском языке (ассирийском) и называют своих детей в честь древних царей.
В современной истории они подвергались гонениям со стороны Османской империи. Из Ирака их пытался выселить Саддам Хусейн, и лишь в Сирии сотни тысяч потомков первых христиан смогли жить в мире и понимании, пока в арабской республике не появились наемники с черными флагами ДАИШ.
"Мы любим Сирию, бывший президент и господин Башар Асад всегда защищали интересы христиан и нас в частности. Нам разрешали строить храмы и жить по нашим традициям, потому что в них нет ничего враждебного. Сейчас армия помогает нам защищать наши дома, сюда прилетают самолеты с гуманитарным грузом. За нас заступаются и на политической международной арене. Но государства, которые себя считают христианскими, в частности Европы, почему-то закрывают глаза на то, что здесь происходит. Асад — наш президент, Сирия — наш дом, который мы никогда не покинем, вместе будем бороться до последнего", — говорит Джулиан.
Во всех деревушках один и тот же вид — сгоревшие церкви и развалины домов. Изредка в глаза бросаются глиняные домики вдоль дороги, как из сказки "Тысяча и одна ночь", где продолжают жить бедуины.
На закате мы приехали к последнему храму, намеченному в нашей "экскурсии", — это церковь Богородицы в городе Тель-Тамр, построенная около 200 лет назад и взорванная моджахедами в конце февраля. Пробравшись через развалины внутрь помещения, мы увидели, как через разбитый витраж сюда падает свет, образуя на полу крест. Джулиан, упав на колени, стал шепотом молиться, пустые стены усиливали его голос — это была молитва на ассирийском языке.
Мой проводник, когда мы уже ехали в сторону Камышли, объяснил, что в храме Богородицы он прочитал "Отче наш" и пообещал, что его поколение сделает все возможное, чтобы христианская культура не была уничтожена фанатиками "Исламского государства" в сирийской войне.