- Главы правительств стран-участниц ШОС подписали 15 декабря ряд документов, среди которых договор о дальнейшей работе по созданию Банка развития ШОС и Фонда развития организации. Какие проекты ШОС будут, на ваш взгляд, считаться приоритетными, и не входит ли китайский проект Экономического пояса нового Шелкового пути в противоречие с подписанными соглашениями?
— Нет, не входит. Дело в том, что ШОС имеет свою траекторию развития, и следует учитывать, что основные партнеры здесь, конечно, Китай и Россия, а главная сфера приложения их усилий связана с Центральной Азией.
И тут они решают две проблемы: проблему экономического развития, что, в принципе, совпадает с идеей Шелкового пути, и вопросы безопасности региона.
Периодически, в зависимости от международной ситуации, одна из этих двух задач выходит на первое место и становится приоритетом. В данном случае, на сессии решались вопросы, прежде всего, экономические, которые касались того, что мы называем инфраструктурой.
И сам Банк, и структуры, которые будут заниматься экономическим оздоровлением региона, будут заняты, конечно, вопросами логистики, созданием новых транспортных коридоров, что соответствует и перспективам создания новых магистралей, которые планируются в рамках нового Шелкового пути.
- Китай предлагает создать в рамках ШОС зону свободной торговли. Премьер Госсовета КНР Ли Кэцян призывает страны приложить все усилия, чтобы к 2020 году уже перейти к свободному перемещению товаров между странами-участницами организации. Не стоит ли другим участникам ШОС опасаться при этом доминирования Китая?
— Не стоит. Китай ведет себя очень аккуратно в сотрудничестве с другими партнерами ШОС. Фактические он никогда не занимался продавливанием и лоббированием своих позиций, предлагая партнерам какие-то вполне доступные и внятные компромиссы.
Надо учитывать и то, что, конечно, говорить о зоне свободной торговли с Китаем пока еще рано. Надо учитывать, что есть таможенные пошлины в рамках Таможенного союза, а зона свободной торговли подразумевает постепенное снятие таможенных пошлин и каких-либо количественных ограничений на поставку товара.
Желание Китая в данном случае понятно, но есть еще вопросы сохранения какой-то доли рынкав руках российских производителей. Поэтому переговорный процесс по созданию зоны свободной торговли будет идти очень жестко, тяжело, но открыто.
- Президент РФ Владимир Путин в послании Федеральному Собранию предложил вместе с коллегами по ЕАЭС начать консультации с членами ШОС и АСЕАН о формировании возможного экономического партнерства между организациями. Упоминал об этом и российский премьер-министр Дмитрий Медведев.
Как вы оцениваете перспективы такого партнерства? О каких плюсах для России и стран СНГ в этой связи можно говорить?
— Фактически многое уже сделано на этом пути с помощью бизнес-проектов, товарных поставок и товарных интервенций. Сопряжение евразийской интеграции и Экономического пояса нового Шелкового пути совершенно естественно, и это даже не требует каких-то серьезных разработок и заключения соглашений. Границы в данном случае прозрачны и товары уже поступают.
Единственное, что, может быть, немного смущает: учитывая высокий инвестиционный потенциал Китая, он крайне мало инвестирует в Россию и евразийскую интеграцию. Мало инвестирует Китай именно в промышленную зону и промышленный сектор. Может быть, как раз в этих соглашениях, в которых предлагается как-то соединить усилия российского интеграционного проекта и китайской экономики, вот этот инвестиционный вектор усилится.
Что касается плюсов от такого партнерства для стран СНГ, то для всех государств Содружества главная цель, конечно, российский рынок. Страны выходят на него как со своим товаром, которого у них практически нет, так и с китайским товаром, который они завозят и перенаправляют в Россию.
Надо говорить откровенно, что здесь вопрос идет просто об освоении российского рынка.
России в этих условиях, к сожалению, искать какие-то варианты конкуренции, как-то стараться держать свой рынок для собственных рабочих мест и для собственных товаров пока не очень получается.
Все это говорит о том, что глобализация мировой экономики, товарных потоков и товарных рынков играет сейчас против России. И необходимо искать не меры закрытия собственного рынка, а какие-то новые технологии, новые пути для развития собственного производства, которое позволило бы России пусть не доминировать, но хотя бы достойно конкурировать у себя дома.
Страны СНГ практически находятся сейчас в стадии посредников: это заметно по Кыргызстану, по Белоруссии, частично по Казахстану. Российской стороне надо вести себя очень осторожно и стремиться всеми силами противостоять этой конкуренции в сфере производства, если она не хочет просто-напросто потерять экономическую самостоятельность.