В столичном торговом центре Садбарг, куда обычно шесть дней в неделю за покупками ходят по несколько сотен жителей столицы, до недавнего времени продавалась текстильная продукция исключительно из Турции. За ней в такую даль, отказываясь от более дешевого текстиля соседей из Китая, как утверждают сами предприниматели, ездили специально — и цены приемлемые, и качество не подводит.
"Был, правда, небольшой объем завоза из Пекина и Бишкека, но продукция этих городов не всегда интересна нашему контингенту. Одно слово "Made in China", которое стало синонимом слову "дешевый", пугает их. Приходится долго объяснять, что, если одежда китайская, то от этого она не становится не фирменной. Но мало кого удовлетворишь такими словами", — поясняет Лола, которая вот уже несколько лет привозит товары из Турции.
В последний раз, по ее же словам, она была в Стамбуле до того, как был сбит российский СУ-24.
Да, для меня тоже было немного странно, что обычная вроде продавщица магазина интересуется международными событиями…
"Ну, зря вы так. Во-первых, такое происходит не каждый день. Да и потом, мы всегда интересуемся ситуацией на рынках других интересных нам стран. А у турков сейчас, мягко говоря, в этом плане — сложные дни", — подправляя свой товар на витрине, уверено заявила Лола.
На днях, по ее словам, она на свой страх и риск купила билеты в Стамбул. Лолу коллеги по цеху уже успели напугать тем, что в Турции она теперь не сможет найти столько красивых тряпок, сколько бы ей хотелось — резко пало производство на экспорт.
"Боюсь лететь, но все же попробую. На худой конец, что-то привезу, чтобы покрыть хотя бы расходы на дорогу. А пока у меня есть прошлогодний товар, буду продавать его до наступления лучших дней. Так сейчас делает большинство в Садбарге", — говорит она.
Лола не первый и не последний человек в этом торговом центре, который вывешивает "старье". На вопрос, турецкое ли производство, почти все продавцы отвечают положительно, но подчеркивают, что не свежей модели.
А вот Бибиосия, вернувшаяся неделю назад из Турции, вовсе не жалуется на текстильный кризис.
"Не могу понять, почему все недовольны ситуацией. Я, например, без каких-либо проблем привезла необходимый товар. Может это связано с тем, что у меня другой фасон одежды?", — задается она вопросом и указывает на новые модели одежды с закрытыми рукавами и длинным подолом.
По ее словам, такой, так скажем, "мусульманский фасон" одежды на стамбульских рынках можно найти в любом количестве. А вот количество экспортного текстиля европейского кроя, как утверждает она, действительно резко уменьшилось.
Это подтверждает и Манижа, арендатор одного из бутиков в центре Душанбе. Девушка на днях вернулась из Стамбула, откуда она, в основном, привозит брендовую одежду.
"Так как Россия до последних событий считалась одной из ключевых стран для турецкого рынка, то после охлаждения отношений этих двух государств, сократилось и производство, направленное именно на эту страну. Одежды в европейском стиле также стало очень мало", — сетует она.
Вот почему и Маниже приходится вывешивать наряду с небольшим количеством новых моделей и прошлогодние остатки.
Но, по словам большинства малых предпринимателей, они не смогут таким методом надолго удержать своих клиентов. Поэтому многим уже приходится просто менять турецкий текстиль на свежий пекинский или бишкекский товар.