Тому, что меня, женщину с тонкой душевной организацией, решили отправить на мероприятие, где запах крови будет везде, я была, если честно, не очень рада. Не выдержу, думала я. А попытки отказаться были напрасными. Решила посмотреть лишь на пару боев с участием таджиков в буквальном смысле сквозь пальцы. И вот те на, меня засосало…
На турнир в Душанбе прибыли 21 спортсмен из России, Афганистана, Кыргызстана, Казахстана, Грузии, Бразилии, Марокко и Сирии.
От нас в турнире, который проходил в спорткомплексе "20-летие Независимости", решили принять участие пять спортсменов: Артур Одилбеков, Диловар Давлатов, Муборакшо Муборакшоев, Файзи Тобатов и Фирдавс Назаров. Последний, кстати, является сыном президента Федерации смешанных боевых искусств и единоборств (ММА) Республики Таджикистан Пулода Назарова.
Таджики — лучшие
По ощущениям я бы разделила данное спортивное мероприятие на "самый зрелищный бой", "самый короткий бой" и, наконец, "самое большое разочарование".
Ну, а что вы еще ожидали от женщины? Комментарии по поводу техники ударов? Не дождетесь:)
Итак, в первую номинацию без всякого сомнения входят четыре наших спортсмена.
Двадцатишестилетний Файзи Тобатов завел публику с первой секунду своего появления. Вышел на ринг он очень ярко: в зале абсолютная темнота, дорожка к рингу горит искусственными цветами, а по ней под музыку Далера Назарова, аплодисменты и свист болельщиков выходит он.
Ощущаю себя в типичном голливудском фильме про чемпионов, где одно объявление ринг-анонсера разносит зал вдребезги. Это бы ничего, если бы ровно через несколько минут я и сама не стала частью этого сумасшествия — ведь я не просто стала болеть за своего, а вспрыгивала невольно от счастья при каждом сокрушительном ударе Файзи и кричала во все горло: "Давай!!! Дай ему!!!".
Никогда не могла бы и подумать, что казавшийся совсем недавно нечеловеческим этот вид боя, может стать для меня искусством, а его участники — ожившими скульптурами греческих богов.
Призер мира по боевому самбо, чемпион Азии по панкратиону и боевому джиу-джитсу Файзи Тобатов с такой легкостью поднимал и бросал на землю своего соперника из Украины Кирилла Горобца, что на миг показалось, будто он откидывает в угол ринга не человека, а мяч.
Разгоряченная публика встречает своего героя стоя, выкрикивая ему слова благодарности.
Таким же зрелищным получился бой Муборакшо Муборакшоева, которого зал обозвал "шери нар" (образное высказывание — не просто мужик, а нечто большее). Но ему в "шеринарстве" вовсе не уступал тренер — чемпион СССР по боксу Залон, который каждую секунду хриплым голосом выкрикивал своему подопечному подсказки.
Сказал "двоечка", и Муборакшо в ту же секунду отправляет двойной удар в лицо Константина Забавина из России, сказал "сверху", и боец одним прыжком залезает на российского спортсмена и устраивается на нем поудобнее. В общем, оказался очень послушным:)
Бои мастера спорта по вольной борьбе, трехкратного чемпиона Таджикистана по ММА Диловара Давлатова и мастера спорта международного класса по Унифайт Артура Одилбекова против своих соперников из России были не менее кровавыми.
Короткие бои
В зале на протяжении 5 часов царил сильнейший эмоциональный напряг, который из раунда в раунд менялся от: "Давай, молодец!" до: "Ах, какая досада!".
Из четырех самых коротких боев данного турнира, самым запоминающимся стал поединок россиянина Абдурахмана Джанаева и кыргызстанца Абдусамита Дурусбека, который завершился уже на 49-й секунде первого раунда. Одним резким ударом справа Джанаев отправил своего соперника в нокаут. Продолжительного горячего боя зал не дождался.
Прибежали медики. В зале воцарилась полнейшая тишина. Минуты идут, а наш гость никак не приходит в себя.
Пошла десятая минута, и беспокойные зрители уже начали подтягиваться к рингу, передавая шепотом друг другу и дальше вверх по рядам последнюю информацию: "Делают искусственное дыхание", "Проверяют пульс", "Не пришел еще в себя", "Блин, что-то он затянул с этим", "Врачи делают все возможное" и, наконец, мы услышали: "Все! Все! Очнулся".
И в этот момент, задышав спокойно, слышу, как мои соседи по скамейке поздравляют друг друга с тем, что гость наш все же жив и здоров. Такой радости, наверное, не было и во время самых уникальных ударов спортсменов. От этого небезразличия моего окружения, не знаю почему, но мне стало очень хорошо — ведь людьми остаемся, несмотря ни на что.
Но полуторатысячный зал загудел от негодования, когда на 37-й секунде первого раунда техническим нокаутом был поражен таджикистанец Фирдавс Назаров. Во время схватки, в которой таджикский спортсмен имел явное преимущество перед россиянином Владиславом Степановым, одним неловким движением, пытаясь освободить свою ногу из рук соперника, Назаров повредил себе колено.
"Столько надежд на него возлагалось, — с отчаянием говорит мне сосед по скамейке. — Вы только посмотрите на его отца — он разбит", — указывает взглядом он на нервничающего рядом президента Федерации ММА Пулода Назарова.
Со слезами на глазах к отцу подбежали еще два мальчика 8-9 лет, укутанные во флаг Таджикистана. Назаров их обнял и просто, без комментариев, лишь твердым взглядом попросил не паниковать. Они оказались младшими братьями травмированного спортсмена.
"Обнимашки" на ринге
Вся жестокость, а может и прелесть таких турниров заключается в том, что пару минут ты сопереживаешь своему герою, а потом переключаешься на следующий бой, но уже с новыми надеждами.
Вот и после Назарова все с новыми силами ожидали супербой вечера, героями которого в эту ночь стали Эдуард Вартанян — "Львиное сердце" и Магомедрасул "Фродо" Хасбулаев.
Ну, знаете, Сердце львиное, не львиное, на меня, как и на весь зал, который ожидал с нетерпением появления этих героев, бой не произвел никакого впечатления. Их борьба на ринге больше напоминала "обнимашки", нежели поединок. Для полного счастья они еще периодически менялись местами в этом умилительном процессе — несколько секунд Фродо "нежно" прижимал к ограждению Вартаняна, а потом наоборот.
И на этом все три раунда, а значит 6 минут, просто закончились. И не помогло этому ужасу ни недовольное "УУУУУ" зала, ни периодически разъединяющий бойцов рефери, который призывал поставить точку на цирке и взяться уже за бой.
Все тщетно, они не переставали обнимать друг друга…
Признаюсь, этой ночью я была другой — сильной, бесстрашной, а порой отчаянной и беспомощной.
Но по наплыву адреналина вряд ли эту ночь можно сравнить с моим парашютным прошлым или "обнимашками" с ядовитыми друзьями из зоопарка. Нет, это было намного круче, очень непредсказуемо и неописуемо интересно.
А если опуститься все же на землю и говорить по факту, то я вернулась домой в 12 часов ночи очень голодная, холодная и без сил. Благо меня снова поняли, не выставили за дверь за такую гулянку, да и еще по мордобойским ивентам. Наоборот — приютили, накормили, согрели. А вместо горячего чая с лимоном, чтобы выбить из меня всю дурь, предложили 20 грамм водки! Это было хорошо!:)