В прошлом году 55,5 тысячи таджикистанцев считались официально безработными. Из этого числа 12,2 тысячи имеют высшее и среднее профессиональное образование. Как получилось, что дипломы, являющиеся по идее гарантией трудоустройства, превратились в ненужные корочки, а люди, покинувшие стены ВУЗов с надеждой на светлое будущее, ненужными специалистами?
Баходуру Негматову, который в начале 2000-ых годов наряду с большим количеством таджикской молодежи сделал выбор в пользу престижной на тот момент профессии юриста, последние несколько лет приходится очень тяжко: на содержание своей большой, даже по таджикским меркам, семьи — их, в целом, 9 человек — ему надо в месяц находить минимум 4 тысячи сомони ($500), а зарабатывает он тут и там редкими возможностями юридической консультации намного меньше.
— В свое время я поступил на юридический факультет, поскольку не хотел отставать от остальных. А сегодня не могу элементарно найти себе работу. Вы сами знаете, что сейчас в нашей стране сплошь и рядом юристы, дипломаты и налоговики, в то время как потребность в них небольшая, — сетует Баходур.
Он сожалеет о своем выборе в молодости, но все же не теряет надежду.
— Она, как говорится, умирает последней, поэтому хочу верить, что найду постоянную работу по специальности, — улыбается дипломированный юрист.
Таджикистан нуждается в инженерах и строителях
Ситуация с выбором абитуриентов, впрочем, и сейчас особо не отличается от начала 2000-х. В ВУЗы Таджикистана в 2015 году поступили около 36 тысяч молодых людей, среди которых, как и прежде, востребованы профессии юриста, врача и программиста.
Те, кто выбрали Таджикский государственный медицинский университет имени Сино, в принципе, не ошиблись — по последним данным, в больницах страны не хватает около 6 тысяч врачей и свыше 8 тысяч медработников среднего звена.
Однако другая, вернее, большая часть таджикской молодежи, которая стоит лицом к лицу с трудовой миграцией, почему-то меньше всего хочет познавать тонкости, например, архитектурно-строительных работ.
А нехватка кадров, согласно новому исследованию Минтруда страны "О потребностях в компетенциях", больше всего ощущается в трех ведущих отраслях экономики: обрабатывающая и перерабатывающая промышленность, строительство и энергетика.
Эксперты министерства уверены, что вузы страны подготавливают специалистов без учета потребностей рынка труда.
— В стране существует полная дисгармония в совместной работе систем образования и занятости населения. Вот почему число дипломированных безработных растет — официально 22% безработных в Таджикистане имеют высшее или среднее профессиональное образование, — говорит заместитель директора Агентства труда и занятости населения РТ Ниёз Курбонов. — С учетом того, что до 2020 года в стратегии дальнейшего развития предусмотрена индустриализация страны, то, естественно, меньше всего мы будем нуждаться в юристах и налоговиках. Для того, чтобы лучше понять потребности рынка труда, достаточно взглянуть на отраслевые прогнозы, — советует чиновник.
А эти прогнозы, как оказалось, весьма утешительные: согласно Госпрограмме содействия занятости населения на 2016-2017 годы, в отраслях национальной экономики, в том числе в промышленности, будут созданы 19,3 тысячи новых рабочих мест, строительства — 45,6 тысячи, сельского хозяйства — 67,9 тысячи, транспорта и связи — 5,5 тысячи, торговли, общего питания и материально-технического обеспечения — 92,7 тысячи и в других отраслях — 71,3 тысячи. В территориальном масштабе в последующие два года больше всего рабочих мест создадут в Хатлонской и Согдийской областях — 183,3 тысячи.
Всему этому будут содействовать строящиеся и планирующие открыться уже в этом году новые объекты. Так, только в транспортном секторе в последующие два года нас ожидает запуск четырех новых асфальтных заводов в Согдийской области, ГБАО и в Раштской долине. В результате ожидается большой спрос на операторов-технологов, водителей и механиков дорожно-строительной техники. Помимо этого, намечен запуск железной дороги Вахдат-Яван, где потребуются специалисты различного профиля.
Работодатель тоже должен проявить интерес
Но "корень зла", как считают эксперты, все же находится куда глубже, чем кажется на первый взгляд — армия безработных растет не только по причине подготовки специалистов без учета спроса на рынке труда, но в большей степени из-за того, что еще в школах не задействована система профориентации.
— В наших школах не подготавливают учащихся к обоснованному, зрелому выбору профессии, удовлетворяющему как личные интересы, так и общественные потребности, и запросы рынка, — говорит Ниёз Курбонов. — Большинство детей подают документы в ВУЗы "на авось". Как в школах, так и в семьях, мало кто им объясняет и советует, по какому принципу выбирать дальнейшую профессию.
По словам чиновника, такая же безответственность в отношении молодежи наблюдается уже в высших или средних профессиональных учебных заведениях, где ни ВУЗ, ни предприятия не проявляют нужного интереса к подготовке компетентного специалиста.
— Идеально было бы, если, например, каждая область, зная наперед направления своего развития на ближайшие 5 лет, уже делала запрос в учебные заведения по подготовке необходимых кадров. И, наряду с этим, каждый работодатель для эффективности должен принимать активное участие в подготовке необходимых кадров еще во время их учебы. Например, организовать практические занятия 20-30 студентов у себя на предприятии или в организации. Таким способом, работодатель уже с первых дней готовит специалиста, адаптированного к своим квалификационным требованиям. Так и предприятие, и студент могут быть спокойными за свое будущее, — поясняет Курбонов.
А в Таджикистане пока такая система не налажена — есть дыра между образовательными учреждениями и работодателями. Но чиновник уверен, что страна в любом случае придет к механизму, где все профильные ведомства будут работать рука об руку. Другого варианта развития с намеченными целями, уверен Курбонов, не должно быть.
А сейчас, в условиях наших реалий, когда растет число дипломированных безработных, министерство труда РТ может предложить лишь курсы переквалификации для взрослых. Краткосрочные курсы по смене профессии проводятся по 52-м специальностям.
Трудовая миграция неизбежна
Но сколько бы страна ни боролась с проблемой безработицы, и ни готовила бы специалистов в соответствии с потребностями рынка труда, всех обеспечить работой по-любому невозможно.
Немаловажным фактором является и заработная плата, минимальный уровень которой составляет 250 сомони ($32).
Помимо этого, Таджикистан среди стран СНГ является одним из лидеров по естественному приросту населения. Среднегодовой показатель составляет 2,2-2,3%. Из общего числа населения — 8,3 миллиона — больше 60% находятся в трудоспособном возрасте. А их количество, по официальным данным, превышает существующие рабочие места в 3 раза.
Вот почему, как объясняют эксперты, миграция неизбежна.
Между прочим, по официальным данным, сейчас только в России находятся свыше 800 тысяч трудовых мигрантов из Таджикистана. Согласно исследованию Минтруда "О потребностях в компетенциях", каждый пятый из них имеет диплом о высшем образовании.