ДУШАНБЕ, 27 апр — Sputnik. Не случайно афганская тема была существенной частью переговоров в ходе только что завершившегося официального визита президента Узбекистана Ислама Каримова в Москву. Это только подтверждается анализом основных тенденций и событий в этой стране, заявил эксперт по Среднему Востоку и Центральной Азии, востоковед Александр Князев в интервью Sputnik.
А наблюдаемое в последние месяцы сближение позиций Узбекистана и России в отношении формата как обеспечения региональной безопасности, так и собственно внутриафганского урегулирования, зафиксированное в ходе переговоров в Москве, может стать, без преувеличения, прорывом в решении афганской проблемы.
Речь идет об активизации переговоров со всеми участниками афганского конфликта, включая и вменяемую (а это основная) часть "Талибана".
Это видение путей выхода из конфликта уже не единожды было озвучено специальным представителем президента РФ по Афганистану Замиром Кабуловым, о сходном же подходе говорил еще в середине прошлого года и Ислам Каримов, подтвердив в ходе визита свою точку зрения: "Пришел, увидел, победил — такое желание в условиях Афганистана абсолютно невозможно".
Заодно президент РУ подтвердил насущность российских интересов в регионе и необходимость и неизбежность участия России в региональных процессах, включая афганский.
Многонациональная страна
Для понимания того, что афганский процесс требует исключительно переговорных, а не военных механизмов, необходимо помнить о том, что Афганистан — многонациональная страна. И главные причины многолетней войны, помимо глобальных, геополитических, внешних, нужно искать в плоскости межэтнических противоречий, а не только в противостоянии сторонников радикального религиозного пути развития и приверженцев светских форм развития.
Этот стереотип весьма распространен, но принципиально неверен, навязан международному общественному мнению и уводит в сторону от понимания реальных путей решения вопроса.
До начала 1970-х годов, когда Афганистан вошел в период бесконечных революций, войн, иностранных вмешательств и обострения всех внутренних противоречий, в стране эволюционным путем складывался пусть и не идеальный, но все-таки мирный этнополитический баланс. По-крайней мере, между составлявшими больше половины населения пуштунами и игравшими значимую роль в экономике, культуре и образовании и в значительной степени — в административной сфере таджиками, вторым по численности этносом Афганистана.
Вызовом для пуштунского доминирования стала сначала интернационализация жизни страны 1980-х годов, а затем и приход к власти таджикской администрации президента Бурхануддина Раббани и министра обороны Ахмад Шаха Масуда. И "Талибан" 190-х годов во многом был попыткой пуштунского реванша, использованного внешними силами и дополненного религиозным радикализмом, отражавшим настроения наиболее консервативной части пуштунов юга страны.
К 2000-м годам этнополитическая структура населения, как и роль тех или иных этносов, сильно изменились: в ходе всех войн доля пуштунов в составе населения снизилась, резко возросло этническое самосознание таджиков, сыгравших основную роль в изгнании "Талибана" из Кабула. Изменился и статус двух других относительно крупных этносов: узбеков и хазарейцев, доля каждого из которых сейчас составляет примерно до 10% от общего населения Афганистана.
Без "Талибана" не получится
Симпатии значительной части пуштунов остаются на стороне "Талибана". В условиях высочайшей фрагментации страны на регионы, управляемое извне кабульское правительство, возглавляемое пуштуном Ашрафом Гани и таджиком Абдулло Абдулло, оказывается абсолютно не в состоянии (да и не проявляет к тому необходимого стремления) найти формулу решения этой проблемы.
Против вовлечения талибов в мирный политический процесс категорически выступают и все национальные меньшинства, справедливо, в общем-то, видя в этом угрозу реинкарнации пуштунского доминирования в жизни страны. Но без вовлечения "Талибана" в процесс примирения Афганистан стоит перед угрозой еще большей хаотизации и полной фрагментации по региональному и этническому признакам.
Межэтническое противостояние грозит обострением не только по линии "пуштуны-талибы" и все остальные, "неталибы", и это имеет прямое отношение к безопасности в Центральной Азии.
На протяжении последних месяцев конфликты между узбекскими и таджикскими формированиями на севере страны грозят перейти в фазу полномасштабных боевых действий. Провоцируются они группировками узбекской партии "Джумбиши Милли", возглавляемой являющимся вице-президентом страны Абдулрашидом Дустумом. В условиях Афганистана должность вице-президента во многом формальна, в реальности же партия Дустума, опираясь на растущие среди узбеков и туркмен северо-запада страны пантюркистские настроения и на поддержку турецких спецслужб, выполняет поставленную из Анкары задачу выведения нестабильности у границ СНГ и Ирана на максимально высокий уровень.
Конфликты между узбеками и таджиками в этом регионе, как и связи Дустума с Турцией не являются чем-то новым — таджикская группировка "Джамаате Исломи" и партия Дустума воевали между собой и в 1990-х, и уже в начале 2000-х. Дважды бежав из страны от талибов — в 1997 и в 1998 годах, генерал Дустум всегда находил пристанище и поддержку именно в Турции. Эти связи не просто сохраняются, но стремительно наращиваются сейчас.
В контексте обсуждений афганской темы на высшем уровне в Москве нужно отметить, что в Ташкенте очень осторожно относятся к Дустуму именно из-за его турецких связей, и давно не оказывают ему какой-то серьезной поддержки. А вероятный межэтнический конфликт на севере Афганистана грозит и для Узбекистана серьезным ослаблением контроля на границе с афганской стороны. Хотя больше, конечно, Ташкент беспокоит транзит афганских угроз через соседей.
Помогут ли внешние игроки?
Осложнение ситуации на севере не отменяет необходимости заниматься общеафганским урегулированием с участием «Талибана». Попытки КНР, США, Пакистана и Саудовской Аравии (КСА) организовать такой процесс пока претерпевают неудачи, и одной из причин этого является двойственность планов США и КСА. В частности, попытки навязать переговорщикам свои предварительные условия.
"Стороны не должны увязывать переговоры с какими-то предварительными условиями", — сказал по этому поводу в Москве Ислам Каримов.
Нереальным этот процесс является и без участия таких акторов региональной ситуации, как Россия и Иран, граничащие с Афганистаном постсоветские страны региона.
В итоге главные сложности любых попыток мирного урегулирования в Афганистане пока упираются в два основных момента.
Один из них — сложность восстановления внутриафганского этнополитического баланса, межэтнического согласия.
Второй — двойственная политика внешних игроков, прежде всего — США и их союзников, имеющих влияние на всех участников конфликта (Турция и генерал Дустум — тому примером) и не стремящихся к полному урегулированию в Афганистане в своих интересах.
Достижение же консенсуса между всеми внешними игроками пока — в обозримом будущем — скорее, невозможно. Поэтому на тактическом уровне для стран региона главной задачей является сохранение стабильности хотя бы на играющем роль буфера севере Афганистана.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.