Душанбе, 12 мая — Sputnik. Открывать проект будут президенты Таджикистана и Афганистана Эмомали Рахмон и Мухаммад Ашраф Гани, а также премьер-министр Кыргызстана Сооронбай Жээнбеков и премьер Пакистана Мохаммад Наваз Шариф.
Вынашивался проект несколько лет. Его цель — экспорт излишка электроэнергии из Таджикистана и Кыргызстана в летний период в Пакистан и Афганистан. В общей сложно экспортировать обе страны намерены 1300 МВт электроэнергии в год.
Проект обойдется всем четырем странам более чем в 1 миллиард долларов. Из него вклад Таджикистана — 314 миллионов долларов, Кыргызстана — 209 миллионов, Афганистана — 354 миллиона и Пакистана — 209 миллионов.
Таджикский участок проекта финансирует: Всемирный банк — 45 миллионов долларов, Исламский банк развития — 70 миллионов, Европейский банк реконструкции и развития — 110 миллионов и Европейский инвестиционный банк — еще 70 миллионов. Вклад правительства Таджикистана составит 15 миллионов долларов.
На первом этапе будет построена ЛЭП 500 кВ Датка-Худжанд, которая соединит энергосистемы Кыргызстана и Таджикистана (477 км, 500 кВ). Церемония по закладке именно этой ЛЭП сегодня и состоится.
Также будут построены ЛЭП Худжанд-Рогун-Сангтуда (350 км, 500 кВ) и Сангтуда-Кундуз-Пули-Хумри-Кабул-Пешавар (750 км, 500 кВ). Кроме того должны быть построены электрические подстанции в Датке, Худжанде, Сангтуде, Кабуле и Пешаваре.
Завершить проект планируется в 2020 году.
Зачем Таджикистану CASA?
Экспортировать электроэнергию, как уже говорилось, Таджикистан будет только в летний сезон. Ни Таджикистан, ни Кыргызстан не имеют возможности накапливать достаточно воды для производства необходимого количества электроэнергии в зимний период, поэтому республики живут по принципу — энергодефицит — в осенне-зимний период и избыток — в летнее время, когда они вынуждены сбрасывать воду вхолостую.
Летом приточность воды в Таджикистане, на реке Вахш превышает 2 тысячи кубометров в секунду, при этом на выработку электроэнергии для страны уходит лишь 700 кубометров и еще какая-то часть воды уходит на заполнение крупнейшего в республике водохранилища — Нурекского.
Также Таджикистан продает немного света в Афганистан, например, в прошлом году соседи получил от республики 504 миллиона кВт-ч.
Таким образом, по подсчетам специалистов, ежегодный холостой сброс воды в стране за сезон — более 5 миллиарда кВт ч электроэнергии. В денежном же эквиваленте, подсчитали в Минэнерго, это около 200 миллионов долларов.
А, по словам первого зампреда Госкомимущества РТ Лочина Файзуллозода проект может принести прибыль в размере и 300 миллионов долларов.
При этом, отметим, что стоимость одного киловатт-часа, по которой Таджикистан намерен продавать свой свет, ни разу нигде не озвучивалась.
Но если расчеты специалистов верны, то помимо чисто финансовой выгоды от проекта, есть выгода и общеэкономическая. По словам энергетиков CASA-1000 поможет решить одну из самых больших проблем Таджикистана — энергодефицит в зимний период.
НИАТ "Ховар", со ссылкой на замминистра энергетики и водных ресурсов РТ Джамшеда Шоимзода отмечает, что ЛЭП, предусмотренные данным проектом, соединят энергосистемы республики не только с Кыргызстаном, Афганистаном и Пакистаном, но и Казахстаном.
И данная линия позволит Таджикистану импортировать нужный объем электроэнергии из Казахстана зимой. Но это теоретически, состоится ли такая договоренность с Астаной, не известно.
Ну и, кроме того, CASA-1000 будет способствовать разработке механизмов торговли электроэнергией и созданию "Регионального электроэнергетического рынка Центральной Азии и Южной Азии" (CASAREM).
Есть вопросы
Есть несколько вопросов от экспертов, на которые пока нет ответа.
Как будет работать соглашение в зимний период, когда у стран-поставщиков и на свои нужды не будет хватать электроэнергии?
Что касается Кыргызстана, то он сам иногда даже в летний период испытывает энергодефицит. Как в таком случае будет обеспечиваться гарантированное энергообеспечение?
Может ли быть выгоден проект, который будет, по сути, работать только 6 месяцев в году? ЛЭП стоимостью почти в 1 миллиард долларов нужно будет окупить. Сколько в таком случае лет на это уйдет?
Опять же, какая цена за киловатт-час будет установлена для покупателей, и какие объемы будут идти от каждой из стран?
Возможно ли будет гарантировать безопасность ЛЭП, проходящей по афганской территории?
И, наконец, справятся ли страны-участницы проекта с внешним давлением — противодействием Узбекистана?