ДУШАНБЕ, 30 авг — Sputnik. Утренняя атака на посольство Китая в Бишкеке является тревожным сигналом. Негативные сценарии развития ситуации в Центральной Азии, долгое время бывшие предметом озабоченности для России и Китая, постепенно начинают реализовываться, отмечает в своем комментарии для Sputnik российский военный эксперт Василий Кашин.
В Кыргызстане нашли прибежище террористические ячейки, основу которых составляют выходцы из Синьцзян-Уйгурского Автономного Района КНР. Экономические сложности не позволяют пока создать в стране мощные и эффективные структуры по борьбе с терроризмом. Это позволяет приехавшим из КНР сторонникам радикальных движений относительно легко легализоваться, приобретать поддельные документы, проводить вербовку новых членов. Тесные связи Кыргызстана и с ближайшими странами региона, и с Россией дают возможность для выезда в другие государства.
С образованием ИГИЛ (террористическая группировка, запрещена в РФ) участились выезды граждан Кыргызстана на театр военных действий в Сирию и Ирак. В ряде случаев отмечались выезды целыми семьями. По существующим оценкам местных госструктур, в рядах ИГ сражаются до 500 граждан Кыргызстана. Угроза возвращения бойцов ИГИЛ, выходцев из постсоветских стран, домой стала одной из причин российской военной операции в Сирии.
Одновременно с усложнением ситуации в Кыргызстане в последние годы происходила активизация террористического подполья и в самом Китае. География действий террористов существенно расширилась, увеличились частота и масштабы террористических актов.
Атака на китайское посольство в Бишкеке является тревожным сигналом, свидетельствующим о серьезных изменениях в ситуации в регионе. Негативные сценарии изменения обстановки в Центральной Азии, бывшие долгое время предметом озабоченности для России и Китая, постепенно начинают реализовываться. Уходит старое поколение авторитетных руководителей, нарастают экономические и демографические проблемы, растет популярность радикальных религиозных течений.
В нынешней ситуации в Центральной Азии безопасность, безусловно, выходит на первый план по отношению к экономическим интересам. России и Китаю необходимо установить максимально тесное взаимодействие, избегать непродуктивной конкуренции и быть готовым реагировать на новые внезапные кризисы в этом регионе. Особая ответственность в этой ситуации ложится на Региональную антитеррористическую структуру ШОС и ОДКБ, которые должны во взаимодействии со всеми странами региона не допустить его дестабилизации.