ДУШАНБЕ, 3 сен — Sputnik. Бывший министр по делам культуры и спорта, профессор Узбекского университета мировых языков Турсунали Кузиев поделился со Sputnik Узбекистан воспоминаниями о президенте республике Исламе Каримове.
По его словам, он занял достойное место в истории как искусный мастер политических шахмат. Мужественный, жесткий, эмоциональный, он успешно прошагал все ступени восхождения на политический Олимп.
"Его восхождение было сопряжено с бесчисленными политическими, включая кремлевские, клановыми, семейными интригами, покушениями, предательством, драматическими событиями. Но в любой ситуации Ислама Каримова отличала одно его качество — он ни разу не изменил своим принципам, своей школе. Школу жизни, или его "университеты", часто приписывают к советскому периоду. Но это не так, или не совсем так. Это школа, я бы сказал, школа Ислама Каримова", — уверен Кузиев.
И она на практике показала свою дееспособность именно на примере страны, которую он получил в наследство от прежней политической системы. Именно эта школа, "школа Ислама Каримова", в которой получили навыки управления нынешняя политическая элита и руководящее ядро Узбекистана, несомненно, станет основой вектора развития и в послекаримовском Узбекистане, уверен политик.
"Благодаря Исламу Каримову в Узбекистане не было политических кризисов, таких как в России и других республиках. Наиболее устойчивый и взвешенный характер, ментальность народа Узбекистана позволили Исламу Каримову выстраивать все институты новой страны на базе плановой экономики при новых реалиях. Если Узбекистан, находящийся в неспокойном регионе, смог уверенно продержатся и успешно развиваться в мирных условиях, сохранив свою территориальную целостность, то это только заслуга Ислама Каримова", — подчеркивает Кузиев.
На протяжении всего его пребывания лидером самой густонаселенной страны в регионе, здесь так и не сформировались достойные ему по масштабу и потенциалу политические оппоненты. Все, кто пытался критиковать его методы управления, приемы, качества, так и не смогли предложить привлекательную для народа политическую платформу.
Его последовательная забота о подрастающем поколении, реформа в системе образования всех уровней, постоянное ежегодное определение огромной части бюджета на систему образования позволили ему заслуженно приобрести у молодежи образ отца нации, доброго любимого дедушки у молодежи. Его в народе, особенно молодое поколение, любя и уважительно называли не иначе как "Отамиз", "Бобожон", "Додамиз".
Конечно, ему как человеку, как руководителю, как политику было очень трудно пройти этот путь протяженностью в четверть века, который как бушующий океан политических страстей напичкан айсбергами. Но факт истории в том, что именно Исламу Каримову это удалось. Он выполнил свою миссию достойно, верно, безошибочно. Когда в регионе шли эксперименты с цветными революциями, кто-то из аналитиков написал, что Каримов при любом исходе будет с оружием до последнего патрона защищать страну, свой народ. И тогда с этим определением согласились многие. Со многим, что было в период его правления можно не согласиться, оспаривать, критиковать.
Можно, наверное, находясь далеко от реальной повседневной жизни узбекского народа, сидя в кабинетах, теоретически, демагогически, патетически строить умозаключения. Но Каримов работал здесь, и он был обязан находить сиюминутное решение любого вопроса: локального, регионального, стратегического, неожиданного, непредвиденного. И он находил всегда.
Он находил время для всего. Не было сферы, отрасли, направления, чем он только не занимался лично. Политика внешняя, внутренняя, социальная. Вопросы культуры, образования, обороны. Коррупция, реформа промышленности и земледелия, экология, материнство и детская смертность.
Конечно, все это не смогло пройти бесследно, несмотря на его отличное здоровье. Он уставал, но он был заложником своих высоких требований и идеалов во всем: в своей безграничной любви к родине, в мечтах вывести страну в мировые лидеры. Мечты, в которых он не сомневался, никогда не обращая внимания на диаграммы и анализы мировых рейтинговых центров и фондов, банков, которые его иногда расстраивали. В этих аргументах кроется весь секрет харизмы, успеха и побед Ислама Каримова. Он, несомненно, ушел непобежденным, победителем своей эпохи, времени, идеалов.