В микрорайоне "Аламедин-1" на территории железнодорожной таможни "Северная" находятся 183 автомобиля с повышенным радиационным фоном. Средняя норма радиации составляет 0,20 микрозиверт в час.
Как рассказал заместитель директора Государственного предприятия таможенной инфраструктуры ГТС КР Кубаныч Кожокулов, имеется проект постановления о дезактивации машин. Он находится на утверждении в аппарате правительства.
"После дезактивации машины можно использовать, если норма радиации будет меньше 0,20 микрозиверт в час", — рассказал Кожокулов.
Территорию, где находятся автомобили, круглосуточно охраняют три человека, чтобы опасный транспорт не покинул пределов таможенного контроля.
Проект дезактивации радиоактивных машин из Японии разработало Государственное агентство охраны окружающей среды. Как рассказал директор Центра регулирования в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности при госагентстве Байгабыл Толонгутов, отходы, образующиеся в процессе дезактивации, останутся в пункте захоронения радиоактивных отходов в 36 километрах от Бишкека.
"У нас есть пункт захоронения радиоактивных отходов, есть специалисты, которые могут дезактивировать автомобиль. Работает подготовленный штаб, процесс будет проходить под его контролем", — пояснил Толонгутов.
Как отметили работники таможенного контроля, после дезактивации машины повторно проверят на радиоактивность в нескольких инстанциях. Дезактивация проводится в пункте захоронения радиоактивных отходов, который расположен в районе аэропорта Манас.
Дезактивация радиации — удаление радиоактивных веществ с поверхности объектов внешней среды (зданий, сооружений, пищевых продуктов, оружия, воды, техники) с помощью различных средств.