ДУШАНБЕ, 22 ноября — Sputnik, Рубен Гарсия. На ближайшем заседании комитета ЮНЕСКО по охране нематериального культурного наследия участники рассмотрят групповую заявку от государств Востока и Азии с предложением включить праздник Навруз в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества.
Заседание пройдет в столице Эфиопии, Аддис-Абебе с 28 ноября по 2 декабря.
Sputnik Таджикистан решил выяснить у старшего научного сотрудника Центра азиатских и тихоокеанских исследований РАН Тохира Каландарова, чем ценен Навруз и какие у него шансы попасть в список.
"Суть в том, что это очень важный праздник не только для среднеазиатских государств. Это древняя традиция, необычная тем, что в ней сочетается множество этнических компонентов, присущих каждому региону в отдельности. К примеру, в горных районах Таджикистана есть свои особенности празднования Навруза, которых не может быть в Узбекистане или, скажем, в Азербайджане. Но, несмотря на такое многообразие обычаев Навруза, он, можно сказать, любим всеми — от Китая и Индии до Ближнего Востока. Столь масштабная география праздника, его богатый этнический компонент и стали одной из главных причин его включения в этот список", — заявил Каландаров.
Помимо участия в групповой заявке Таджикистан отдельно предложил включить блюдо "оши-палав" в Список нематериального культурного наследия как особую социально-культурную среду. Оши-палав для Таджикистана — это больше, чем просто местная кулинарная традиция.
"Дело не в самом плове, как блюде, а в обычаях, с ним связанных. В Таджикистане считается, что если вы пришли в гости, то пока вас не накормили пловом, вы не можете уйти. Это считается неким правилом этикета, правилом гостеприимства", — отметил Каландаров.
Торжества, посвящённые Наврузу, символизируют пришествие нового года у тюрко- и ираноязычных народов. Эта традиция настолько древняя и настолько широко распространённая, что единственно сравнимыми праздниками могут быть христианское Рождество, китайский Новый год и еврейская Рош Ха-Шана. Первые упоминание об этом празднике относится ещё к VI-IV векам до н.э, временам правления династии Ахеменидов — предшественников Персии и современного Ирана.
Впоследствии он широко распространился в пределах государств и регионов, входивших в состав Ахеменидской державы. Несмотря на то что в большинстве стран, отмечающих Навруз, основной религией является ислам, сам праздник — не религиозный, но является именно национальным достоянием для тюркских и иранских этнических групп.
Напомним, что согласно правилам ЮНЕСКО нематериальное культурное наследие включает в себя обычаи и формы творчества, ставшие частью национальной культуры того или иного народа. К ним относятся устные традиции, общественные праздники, церемонии и ритуальные обряды, техника традиционных ремесел.