ДУШАНБЕ, 29 ноя — Sputnik. Известный таджикский поэт Бозор Собир, лауреат Государственной премии имени Рудаки, побеседовал со Sputnik Таджикистан о миссии поэта, о текущем состоянии таджикского языка, о культуре таджикского народа и влиянии других государств на язык, культуру и о направлении внешней политики РТ.
Миссия поэта
Мастер слова Бозор Собир, который недавно отметил своё 76-летие, говорит, что миссия поэта — это патриотизм, национализм, почитание народного наследия, искусства, изучение и защита достижений народа.
Он отметил, что поэт должен быть первой личностью нации и учитывать все, что ни делал бы народ, поэт должен быть рядом с ним. Для осуществления своей миссии он должен быть воспитанным, культурным и цивилизованным. Бозор Собир уверен, что для этого поэт должен прочувствовать все проблемы народа и отразить их в своём творчестве.
"Поэт должен уважать культуру народа, должен быть лучшим интеллигентом нации", — говорит Бозор Собир.
Признание Бозора Собира в Таджикистане
Бозора Собира в Таджикистане знают не только как великого поэта современности, но и как одного из основателей демократического движения в республике. В начале 1993 года его посадили в тюрьму. На его защиту выступили правозащитные организации. Собир был амнистирован и покинул Таджикистан. Опальный поэт жил некоторое время в Москве, а затем иммигрировал в США, где ему было предоставлено политическое убежище. А 27 мая 2013 года по приглашению президента Таджикистана Эмомали Рахмона он вернулся на родину, хотя до сих пор остаётся гражданином США
Недавно народный поэт отметил свое 76-летие, но признался, что он не придает значения празднованию дня рождения.
"Когда я был в миграции в Америке, я праздновал день рождения в кругу своих родных, но меня радует то, что в Таджикистане отмечают мой день рождения публично", — отметил он.
Бозор Собир доволен, как народ признаёт его на родине. Он отметил, что, даже когда он был в Штатах, люди не забывали о нем, а сейчас тем более.
Наоборот, когда Собир вернулся на родину, он стал ближе к народу, его часто стали приглашать на телевидение и радио, говорить о нем и его творчестве.
Отвечая на вопрос, о чем должны писать современные поэты, Собир ответил: "Таджикистан в сравнении с прошлыми годами, день за днем процветает: Душанбе лучший город в мире; строятся автодороги, железные дороги, но только пока медленно развивается промышленность страны. Но есть, конечно, прогресс, например, в строительстве Рогунской ГЭС. И я вообще уверен, что, когда мы достроим эту ГЭС, мы вполне сможем считать себя независимым государством. Тогда не останется ни одного сомнения в независимости Таджикистана".
По мнению Бозора Собира, поэты должны быть в курсе всех достижений и недочетов всех отраслей Таджикистана. Он приводит пример своего четверостишья, посвященного перекрытию реки Вахш, когда президент Таджикистана Эмомали Рахмон лично сел за руль бульдозера.
Он добавил, что сочинил это стихотворение именно тогда.
Положение современного таджикского языка
Поэт озабочен состоянием современного таджикского языка. По его мнению, таджикский язык в советское время находился в лучшем состоянии, то есть слова, которые публично использовались, были более общедоступными.
Бозор Собир недоволен сегодняшним языком СМИ. Он сказал, что "сегодняшний таджикский язык — худший язык".
"Сегодня в прессе пишут то, что прочитали в СМИ Ирана и Афганистана, а у них все словари арабские. Мы не нуждаемся в арабских словах. Мы должны брать слова из международных словарей. Таджикский язык советских времён был лучшим языком. Сейчас язык частной прессы — худший таджикский язык", — говорит Бозор Собир.
Тех арабских слов, которые есть в таджикском языке, хватает, не надо добавлять лишних, сказал он.
О мигрантах
Бозор Собир, который сам 20 лет был мигрантом в Штатах и хорошо знаком с условиями труда в США, уверен, что таджикам лучше мигрировать не в США, а в Россию. Причину этого он видит в языке, условиях труда и в безвизовом режиме между Таджикистаном и Россией.
"В СССР мы привыкли к России и с психологической точки зрения, и принимая во внимание то, что русский язык является для таджиков вторым языком. У таджиков два языка — русский и таджикский. Русский народ самый близкий народ для нас".
Таджикистан должен всегда сотрудничать с Россией, сказал поэт.
Но говоря о том, как в стране увеличивается китайское влияние, Бозор сказал, что везде чувствуется помощь Китая в развитии страны, в первый очередь в промышленности Таджикистана. Однако это не влияет на культуру и язык таджикского народа так, как оказывал влияние русский народ со времён Советского Союза.
Политика и духовные деятели
Отвечая на вопрос о соседских отношениях Таджикистана и Узбекистана, близких по культуре и цивилизации стран Центральной Азии, Бозор Собир отметил, что Ислам Каримов никогда не был врагом таджикского народа, как утверждают многие.
Просто у Ислама Каримова были свои политические принципы, которые прежде всего использовались в целях безопасности Узбекистана.
"Например, совершенно было правильно то, что он не давал ход в политике духовным служителям", — говорит Бозор Собир.
По мнению Бозора Собира, в гражданкой войне Таджикистана виновны религиозные деятели того времени, которые стали причиной конфликта в Таджикистане.
"Виновниками номер один в гражданской войне Таджикистана являются духовные служители", — сказал Бозор Собир.
Бозор Собир уверен в том, что государство должно быть отдельно от религии и духовные деятели не должны заниматься политикой.
"Духовных (служителей —ред.) нельзя допускать к политике, мечеть никогда не сможет работать вместе с властью. Мечеть должна делать своё дело, а власть своё", — сказал Бозор Собор во время беседе со Sputnik Таджикистан.