ДУШАНБЕ, 19 дек — Sputnik. Имена афганских режиссеров кинематографистов Сиддик Бармак и Латиф Ахмади, и продюсера Ибрагим Арифи известны любителям кино далеко за пределами Афганистана.
Однако мало знает, что афганский кинематограф как индустрия переживает глубокий кризис. За последние 15 лет производство в этой индустрии неизменно сокращалось, а сегодня, как заявила в интервью Sputnik член Союза кинематографистов ИРА Аклия Ризайи, остановилось полностью. Ожидания афганских культурологов и искусствоведов, связанные с падением режима талибов не оправдались, и сейчас время говорить о беспросветном будущем афганского кино, убеждена она.
"Если говорить коротко, то положение афганского кинематографа затруднительно, а его возможности предельно ограниченны. К сожалению, государство перестало уделять внимание нашей отрасли. Без работы сидят режиссёры, сценаристы, актёры. Проблема возникла не сегодня и даже не вчера", — сказала Ризайи.
"Понимаете, власть назначила себя сама, ей неведомо ничего о складывавшейся тысячелетиями культуре Афганистана и уж тем более о том, что национальное кино всегда строилось на этой культуре. А ведь у нас прекрасные традиции в сфере кинематографа!" — отметила она в интервью Sputnik.
"Я вижу вокруг молодых талантливых афганских режиссёров и сценаристов, полных идей и энтузиазма. Конечно, такие кадры нуждаются в реализации своих замыслов для начала на внутренней арене. Между ними должна быть конкуренция. Но для всего этого необходим рынок киноиндустрии, который, к глубокому сожалению, сегодня в Афганистане отсутствует", — считает Аклия Ризайи.
Она отметила, что афганское кино в последние лет 14 довольно успешно заявляет о себе на международных кинофестивалях, получает награды. Однако, по ее мнению, потенциал у афганских кинематографистов гораздо выше. Причем, Ризайи подчеркнула, что имеет в виду не только мужчин, но и женщин.
"В создавшихся условиях жизненно необходима поддержка государства, тогда мы превратились бы в одного из мировых лидеров киноиндустрии, не сомневаюсь. Но о ней, этой поддержке, можно только мечтать…" — продолжила эксперт.
"И этим надо пользоваться. Правда, пока этого не происходит. Происходит же другое. Носители этих мыслей и идей вынуждены убегать из родного Афганистана и реализовываться уже за его пределами, в условиях жизни для беженцев", — сказала Ризайи.
Афганский народ хочет видеть кино отечественного производства, основанное на культуре страны, современное и развивающееся, отвечающее последним веяниям в этой сфере.
"Афганский зритель сегодня предпочитает кино, соответствующее нашим реалиям: про жизнь племён в условиях войны, иностранное вторжение, народное единение перед лицом врага, наконец, про судьбу Афганистана. Все эти темы интересны в воплощении как в форме художественного, так и документально кино. Ну и конечно, любовные сюжеты интересны всегда и всем, любой категории. Люди хотят любить и верить, несмотря ни на что", — в завершении отметила эксперт.
Ещё четыре года назад Сиддик Бармак рассказал журналистам, как пытался сохранить киноплёнки от сожжения во время прихода к власти в Афганистане талибов. Он и другие режиссёры Афганистана выразили обеспокоенность судьбой кинематографа Афганистана после 2014 года, когда из страны будут выведены иностранные войска.
"Мы все переживаем, что талибы, которые пытались уничтожить наше кино, вернутся к власти и официально войдут в состав правительства", – цитирует его слова Национальное телевидение Афганистана.