По сообщениям СМИ, на встрече с послом афганские сенаторы выразили озабоченность контактами Москвы и "Талибана".
Эксперт по странам Центральной Азии Андрей Захватов уверен, что эта обеспокоенность вызвана не только страхом официального Кабула перед "Талибаном", но и прессингом, который оказывает на афганских лидеров командование военной группировки США.
Первая неофициальная информация о контактах представителей России с руководством движения "Талибан" появилась в СМИ в конце 2015 года и сразу же насторожила официальный Кабул, для которого талибы не просто политические оппоненты, а главные враги.
Тревога правительства Афганистана, контролирующего не более 70 процентов территории страны, вполне понятна. Численность вооруженных талибов только в северных провинциях Афганистана в конце 2015 года, по разным оценкам, составляла от 4-х до 8 тысяч и в течение 2016 года росла.
В случае прихода "Талибана" к власти большинство нынешней афганской элиты ожидает один путь — в бессрочную эмиграцию, и гарантией от этого нежелательного путешествия в один конец является только присутствие в Афганистане военного контингента США.
Ряд экспертов усмотрел в контактах россиян с талибами признак существования у Кремля планов начать в 2016 году силовую операцию против перебравшихся из Сирии в Афганистан боевиков запрещенной в России ИГИЛ.
Однако 2016 год завершается, но никаких шагов по организации такой кампании со стороны России сделано не было — даже после того, как талибы начали в Афганистане крупнейшую за последние годы наступательную операцию "Омари".
В Кремле уже давно не верят в "пугалки" 90-х годов, согласно которым талибы могли предпринять масштабное наступление на Таджикистан и даже "дойти до Самары".
В отличие от сторонников создания Халифата, руководство "Талибана" не раз заявляло, что у них нет планов присоединения к Афганистану территории соседних стран — они прекрасно отдают себе отчет в том, что население постсоветских центральноазиатских стран их не ждет, и поддержки талибы не получат.
Решиться на авантюру, переправившись с оружием на правый берег Пянджа и Амударьи могут только проплаченные и идеологически обработанные мелкие группы боевиков. Поэтому реакция России на изменение обстановки в Афганистане ограничилась проведением в течение 2016 года масштабных военных учений, усилением современным вооружением 201-й Российской военной базы и переброской ударной авиационной группировки на таджикский военный аэродром "Айни" в 15-ти километрах от Душанбе.
Между тем конца противостоянию в Афганистане не видно. Несмотря на многократное численное превосходство над боевыми отрядами "Талибана", 320 тысяч военных и сотрудников афганских спецслужб при поддержке 10 тысяч американских военных и их союзников по НАТО не могут эффективно противостоять талибам.
В конце сентября 2015 года талибы захватили на несколько дней крупный город Кундуз на севере страны и, как по графику, в это же время года в начале октября 2016 года вновь вошли в город.
Ситуация с удержанием власти у официального Кабула не столь критичная, как у Башара Асада, официально обратившегося за военной помощью к России. В случае расширения контроля талибов над территориями афганских провинций и угрозы потери столицы, войска США быстро смогут нарастить свое военное присутствие.
Но время идет, и обстановка в Афганистане меняется от плохой к худшей. Как сообщает афганское информагентство Pajhwok Afghan News, только в минувшем октябре в результате вооруженных столкновений и авиаударов в стране было убито и ранено 3285 афганцев — на 35% больше, чем в минувшем сентябре.
За неполный 2016 год из Афганистана, по разным оценкам, уехали с семьями на постоянное место жительства в другие страны от 20-ти до 40 тысяч образованных специалистов.
Неспособность США достичь мира в Афганистане признал 7 декабря в своей речи на военной базе Макдил в штате Флорида и президент Барак Обама: "США не могут ликвидировать "Талибан" или положить конец насилию в этой стране", — цитируют американского президента ведущие мировые СМИ.
Скорее всего, именно поэтому встревоженный эскалацией военных действий экс-президент Афганистана Хамид Карзай заявил 18 декабря в беседе с послом России Александром Мантыцким, что для возобновления переговоров с талибами официальному Кабулу нужна помощь России.
Насколько можно ожидать, пока в Афганистане находятся войска США, официального приглашения России оказать военную помощь от правительства Афганистана не последует.
Кроме того, в России еще свежи в памяти последствия десятилетнего советского военного присутствия в Афганистане, поэтому решение вновь направить туда "ограниченный военный контингент" вряд ли будет принято.
Но в том, что Россия постарается с максимальной для себя выгодой использовать высказанное прямым текстом неофициальное приглашение Хамида Карзая поучаствовать в переговорах с талибами — в этом можно не сомневаться.
Как недавно напомнил известную афганскую пословицу российский эксперт по Центральной Азии Аркадий Дубнов — "афганцев нельзя купить, но можно нанять".
В случае же, если Россия начнет официальное контакты с талибами, можно будет считать, что Кабул "нанял" Москву решить внутренние проблемы, которые сами афганцы решить не могут.
Принять участие в мирном процессе в Афганистане, вернуть утраченные позиции в странах Центральн-Азиатского региона и попутно сократить до возможного минимума присутствие в Афганистане "импортированных" из Сирии боевиков ИГИЛ силами самих талибов, у которых с "игиловцами" неоднозначные отношения, — это у России может неплохо получиться.
Не исключено также, что новая администрация США, пересмотрев результаты 15-летнего присутствия своего военного контингента в Афганистане, согласится с четкими и конкретными предложениями директора Центра изучения Афганистана и региона Косимшо Искандарова:
"Ведущие мировые и региональные державы, так или иначе имеющие отношение к афганскому конфликту, должны прийти к общему согласию, к согласованному мнению, что дальше так не может продолжаться. Необходимо осознать это и использовать потенциал всех заинтересованных стран в переговорном процессе. Главным условием успеха переговорного процесса является прекращение двойных игр, прекращение политики двойных стандартов. Эффективность переговоров и успешное политическое урегулирование конфликта будет зависеть от соблюдения прав и интересов всех без исключения этнических групп Афганистана".