ДУШАНБЕ, 21 дек — Sputnik. Примерно 40 государств заинтересованы в сотрудничестве с ЕАЭС. С таким заявлением выступила спикер Совета Федерации РФ Валентина Матвиенко.
По ее словам, Евразийский экономический союз представляет очень своевременную интеграционную опору, которая соответствует современным трендам на объединение.
Однако власти Таджикистана утверждают, что решение по вступлению страны в ЕАЭС все еще обсуждается и пока нет единого мнения, стоит ли становиться членом союза.
Экономист Константин Бондаренко говорит, что в числе предполагаемых преимуществ от вступления в ЕАЭС только один пункт выглядит реальным — это смягчение миграционного режима и требований к осуществлению трудовой деятельности гражданами Таджикистана на территории стран союза, в первую очередь Российской Федерации.
"Россия и другие страны-члены ЕАЭС, хотя и имеют тесные экономические связи с Таджикистаном, не являются его главными торговыми и инвестиционными партнерами. Согласно данным Международного торгового центра, доля китайского импорта более чем вдвое больше импорта из России и абсолютно доминирует в общей структуре таджикского импорта (58,7% от всего импорта). Более того, структура импорта из Китая гораздо более диверсифицирована, в то время как почти половину российского импорта в Таджикистан составляют нефтепродукты и минеральное топливо (более 43%). Таджикский экспорт, в свою очередь, в Китай и Российскую Федерацию имеет последнее время сопоставимые объемы (порядка 8% от общего экспорта)", — пояснил эксперт.
Кроме того, по словам Бондаренко абсолютно несопоставимы объемы инвестиций в таджикскую экономику со стороны Китая и ЕАЭС. Так, китайские кредиты составляют более одного миллиарда долларов, что соответствует почти половине от всей суммы внешнего долга Таджикистана (48,3% на апрель 2016 года), в то время как со стороны ЕАЭС это всего 67 миллионов долларов (3% от внешнего долга Таджикистана).
Касаемо аргументов роста промышленного потенциала таджикских предприятий и выхода продукции на рынки ЕАЭС, пока их особо нечем подкрепить, считает он.
"Если на этапе существования объединения еще в формате Таможенного союза в 2010-м и 2011 годах общий объем взаимной торговли вырос на 29 и 33% соответственно, то уже по итогам 2012 года показатели оказались не столь оптимистичными — рост всего около 8,7%. В дальнейшем снижение продолжилось", — подчеркнул экономист.
ЕАЭС законсервирует экономику РТ
Однако, по словам Бондаренко, аргумент, касающийся единого рынка труда, весьма серьезен для Таджикистана. Учитывая высокую степень зависимости таджикской экономики от экспорта трудовых ресурсов, это очень чувствительный вопрос.
"Поэтому, если членство Таджикистана в ЕАЭС будет столь желательно для той же России, она имеет возможности оказать определенное давление на принятие необходимого решения. Заметная тенденция к росту количества депортируемых из РФ трудовых мигрантов может иметь в том числе и такую подоплеку", — пояснил эксперт.
Так, по его словам, краткосрочные последствия от вступления в ЕАЭС могут иметь позитивный характер, обеспечив некоторый рост поступлений тех же переводов, а также выделение Таджикистану финансовой помощи на адаптацию к новым условиям. Но вот в долгосрочной перспективе членство в ЕАЭС, скорее, законсервирует существующую неэффективную структуру таджикской экономики, сократит и без того узкое пространство для реформ.
Улугбек Авезов, эксперт по трудовой миграции считает, что в случае вступления Таджикистана в ЕАЭС трудящимся мигрантам из РТ были бы предоставлены неоспоримые положительные условия для осуществления трудовой деятельности.
"Сейчас для получения разрешения на осуществление трудовой деятельности гражданам Таджикистана в России нужно пройти обязательную и сложную процедуру. Например, с момента въезда на территорию России в течение 30 дней собрать весь пакет необходимых документов, таких как медицинские справки об отсутствии инфекционных заболеваний, получить полис ДМС, сдать тест на знание русского языка, истории России и основ законодательства РФ, оплатить первичный налог за патент, предоставить ИНН и др. И все это стоит значительных денежных средств", — отметил Авезов.
По его словам, до получения патента, который дает право на работу, гражданин Таджикистана не имеет право осуществлять трудовую деятельность. В случае несоблюдения требований законодательства в области миграции РФ граждане Таджикистана несут административные наказания, что и отслеживается в последнее время по числу граждан, которым запрещен въезд на территорию РФ.
В то же время граждане государств членов ЕАЭС освобождены от данных требований, что намного облегчает их положение в качестве трудовых мигрантов в России, тем самым они находятся в более благоприятных условиях.
Однако, по словам экономиста Константина Бондаренко, для Таджикистана в вопросе участия в ЕАЭС не так широко пространство для маневра, но определенное промедление может быть выигрышной стратегией.
Кроме прояснения ситуации с перспективами российской экономики, это дает возможность оценить опыт соседнего Кыргызстана (пока в значительной мере отрицательный) и в какой-то мере укрепить свою переговорную позицию.
Напомним, в начале августа этого года на встрече с журналистами заместитель министра экономического развития и торговли Таджикистана Умед Давлатзод заявил, что Таджикистан изучает опыт Кыргызстана в вопросе о возможных выгодах и потерях от вступления в Евразийский экономический союз (ЕАЭС) и пока не принял окончательного решения.
"Этот вопрос находится в повестке дня правительства Таджикистана, но пока никакого решения по нему еще не принято", — подчеркнул замминистра.
Опыт Кыргызстана: учимся на ошибках
Между тем Денис Бердаков, кыргызский эксперт по евразийской интеграции рассказал, действительно ли улучшилась ситуация с мигрантами КР, учитывая преференции, которые обещали при вступлении в ЕАЭС.
По словам Бердакова, от вступления в союз мигранты остались в выигрыше.
"За два года из черного списка ФМС России исключили 54 тысячи кыргызстанцев. На конец первого полугодия 2016 года численность граждан Кыргыстана, включенных в черный список Федеральной миграционной службы России, достигало 119 тысяч человек", — отметил он.
Следует отметить, что количество депортированных из России граждан Таджикистана, напротив, за последний год выросло более чем на 60%.
Кыргызстанцы оказались в выигрыше, так как они имеют все экономические права граждан РФ. Это удобно, их берут на хорошо оплачиваемые зарплаты в муниципальных предприятиях, отметил он.
Выгодно потребителям, но не производителям
"После вступления в ЕАЭС российские, казахстанские, белорусские товары заполонили рынок. Это выгодно потребителям, но производителей это добивает", — говорит Бердаков.
Однако тут есть и другой аспект, поясняет он. "Если бы Кыргызстан или Таджикистан вступили в любой другой экономический союз, с тем же Китаем. Ситуация была бы еще хуже. Страны не развитые, и будущее у наших стран есть только при условии проведения системных реформ".
Как он отметил, "если глобально переосмысливать ЕАЭС и роль в нем стран с энергоемкой, мелкотоварной, технически неразвитой экономикой, таких как Кыргызстан и Таджикистан, то не совсем понятно, как выгодно их интегрировать в этот союз. Первыми эти препятствия осознали в Бишкеке. Воспользоваться преимуществами членства в экономическом союзе могут высоко конкурентные, крупнотоварные фирмы при поддержке компетентных госорганов, государственных программ и доступных кредитных линий".
Он считает, что если Россия, Белоруссия и Казахстан как экономические локомотивы ЕАЭС хотят развиваться, им нужно соблюдать два правила.
"Первое — давать гранты только тем странам, которые готовы выполнять вполне конкретные требования в области технических стандартов качества, качества государственного управления и верховенства закона. Иначе любой объем инвестиций будет бесполезен", — сказал эксперт.
Напомним, Кыргызстан получил 500 млн долларов на кыргызско-российский фонд развития, который под низкие проценты кредитует фермеров, промышленность, инфраструктурные проекты и т.д. Также 500 миллионов долларов Россия обязуется привлечь в случае необходимости. Более того, было выделено 300 миллионов долларов грантов на поддержку бюджета, постройку инфраструктуры в рамках модернизации Кыргызстана и подготовки ее таможенных терминалов к ЕАЭС.
Такой подход Бердаков считает непродуктивным. "Непродуктивность заключается в том, что, выделяя деньги странам, которые не хотят меняться, Россия теряет финансы. А страны все равно не могут поднять свой уровень в области технических стандартов качества, качества государственного управления и верховенства закона. В итоге страны не могут получать выгоды от вступления в ЕАЭС, кроме выгоды в виде послаблений для трудовых мигрантов. И потом снова просит денег у стран ЕАЭС, грозя выйти из ЕАЭС. Это не продуктивно", — пояснил он.
"Второе правило — нужно повышать уровень взаимосвязанности экономик пяти стран-участниц Евразийского экономического альянса, развивать хоть какие-то глобальные цепочки добавленной стоимости. Евразийский союз должен быть привлекателен тем, что во времена кризиса и разделения мира по макрорегионам для новых стран-участниц в нем будет хоть и маленький, но стабильный доход, основанный на четких правилах ведения бизнеса. ЕАЭС, как любой в мире экономический, таможенный союз, потенциально выгоден. Поэтому таможенных союзов в мире десятки. США и Европа — все в экономических, торговых союзах. Но чтобы получать выгоду в таких союзах, должна быть общая промышленная политика", — резюмировал Денис Бердаков.
Напомним, что ЕАЭС — международное интеграционное экономическое объединение, созданное на базе Таможенного союза и Единого экономического пространства и функционирующее с 1 января 2015 года. Сейчас членами ЕАЭС являются Россия, Армения, Белоруссия, Казахстан и Кыргызстан.
В конце декабря 2016 года в Санкт-Петербурге лидерам Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и России предстоит подвести итоги первых двух лет работы Евразийского экономического союза, а также наметить ориентиры по дальнейшему развитию интеграционного объединения.
Также они подпишут договора о Таможенном кодексе ЕАЭС.