ДУШАНБЕ, 24 дек — Sputnik. Визит главы Кыргызстана Алмазбека Атамбаева в Узбекистан может стать прорывом в отношениях двух стран и способствовать созданию универсального механизма для урегулирования споров между государствами Центральной Азии, считает заместитель заведующего отделом Новой и новейшей истории Института истории при Национальном университете Узбекистана, кандидат философских наук Равшан Назаров.
По его словам, узбеки и кыргызы проживали и проживают рядом веками, причем на протяжении длительного времени они сосуществовали в рамках единых государственных образований, таких как Кокандское ханство, Туркестанское генерал-губернаторство Российской империи, СССР.
Однако в последние четверть века народы Узбекистана и Кыргызстана сосуществуют уже как народы двух соседних независимых государств.
"Международно-правовая основа взаимоотношений двух независимых государств достаточно богата и включает в себя более 100 документов, основным из которых является Договор о вечной дружбе, подписанный 20 лет назад — 24 декабря 1996 года. В настоящее время Узбекистан и Кыргызстан сотрудничают в рамках многих авторитетных международных организаций, в первую очередь СНГ и ШОС. Однако есть комплекс и пока неразрешенных двусторонних вопросов", — заявил эксперт Sputnik Узбекистан.
Среди них специалист, прежде всего, выделяет делимитацию и демаркацию спорных участков на границе, разрешение проблем, связанных с анклавами, урегулирование водно-энергетических проблем и либерализацию пограничного режима.
В последнее время, подчеркивает эксперт, многие аналитики говорят о "возрождении", "восстановлении", "оздоровлении", "перезагрузке" отношений между Узбекистаном и Кыргызстаном. И это добрый знак. В этой связи хотелось бы отметить такие позитивные моменты, как визит представительной делегации Кыргызской Республики в Андижанскую область Узбекистана в октябре этого года и ответный визит делегации Республики Узбекистан в Ошскую область Кыргызстана, замечает он.
"От предстоящего визита президента Кыргызстана в Узбекистан ожидают многого не только народы двух соседних государств, но также и зарубежная общественность. Обеспечение региональной стабильности в Центральной Азии возможно лишь при условии добрососедских отношений между всеми государствами региона. Если Узбекистану удастся решить все проблемные моменты с Кыргызстаном, это будет настоящий прорыв и созданную модель можно будет в дальнейшем использовать для улучшения взаимоотношений с другими государствами, в частности — с Таджикистаном", — подчеркнул Назаров.
О приоритетности восстановления добрососедских отношений говорят и высказывания президентов двух стран. Так, например, Шавкат Мирзиёев отмечал, что Узбекистан неизменно остается приверженным проведению открытой, доброжелательной и прагматичной политики в отношении своих ближайших соседей — Туркменистана, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана.
В свою очередь, Алмазбек Атамбаев говорил, что пришло время для реализации многих проектов, которые по тем или иным причинам тормозились ранее. Так, например, глава Кыргызстана выделил ряд международных проектов с Узбекистаном и Китаем, и, в частности, строительство железной дороги Китай — Кыргызстан — Узбекистан.