ДУШАНБЕ, 9 фев — Sputnik, Рубен Гарсия. Спустя 25 лет после распада СССР, на постсоветском пространстве начали вершить свою собственную историю 15 независимых государств.
Кто-то пошёл по пути проведения самодостаточной, полностью независимой, фактически изоляционистской политики, как, скажем, Туркменистан. Кто-то, как страны Прибалтики, старался максимально дистанцироваться от социалистического прошлого и "братских республик", форсируя процесс присоединения к западным политическим блокам.
В свою очередь Россия, Казахстан, Беларусь, Кыргызстан и Армения по прошествии двух десятилетий решили создать единое торговое пространство для совместного решения экономических проблем, которых у каждого государства было предостаточно.
Так и появился Евразийский экономический союз — международная организация, цель которой состоит в обеспечении единой (а главное — эффективной) экономической политики. И за своё недолгое время существования ЕАЭС доказал, что с задачей этой он успешно справляется.
Однако столь огромный торговый союз не может не являться ещё и политическим объединением, в котором, увы, не всё всегда бывает гладко, даже между ближайшими соседями.
Речь идёт об участившихся спорах между Беларусью и Россией, которые так или иначе заканчиваются взаимными дипломатическими колкостями, односторонними решениями или краткосрочными, показательными санкциями — вроде запрета на импорт товаров или словесных баталий на высшем уровне вокруг цены на российский газ.
Sputnik Таджикистан спросил специалистов по международным делам о том, как споры между РФ и РБ отразятся на репутации ЕАЭС в качестве устойчивого экономического союза и как это повлияет на решение некоторых стран, в частности, Таджикистана, о присоединении к торговому альянсу.
"Несмотря на всё то, что происходит сейчас между нашими странами, власти Таджикистана в своих решениях будут руководствоваться исключительно собственными интересами и попытками добиться дополнительных выгод от вступления в Союз, а вовсе не взаимоотношениями между Россией и Беларусью", — полагает директор Российского совета по международным делам (РСМД) Андрей Кортунов.
По его словам, РФ и РБ в любом случае не мешало бы иметь более устойчивую систему сдержек и противовесов, дабы не позволять властям обеих стран принимать решения, диктуемые эмоциями. И создавать тем самым фактор неопределённости на значительной части постсоветского пространства.
Что касается дальнейших действий руководства Таджикистана касательно вступления в ЕАЭС, то Кортунова полностью поддерживает Ярослав Лисоволик, главный экономист Евразийского банка развития.
"Для стран, думающих над вхождением в ЕАЭС, это не выбор, который основывается на конъюнктурных, краткосрочных факторах или зависит от незначительных споров государств-членов Союза. Правительство должно понимать, что участие в долгосрочных интеграционных проектах — это вопрос многих лет, десятилетий", — пояснил экономист Sputnik Таджикистан.
По его мнению, на решение РТ вступить в ЕАЭС может повлиять положительный опыт членства соседнего Кыргызстана в организации и преференции от возможностей присоединения к другим международным торгово-политическим альянсам.
"Специфика Таджикистана заключается в том, что для него может быть выгодно участие в региональных интеграционных проектах, таких как ШОС, где взаимодействуют не только члены ЕАЭС, но и третьи страны, такие как Китай. И в этом смысле участие в ЕАЭС повышает шансы Таджикистана на получение подобных экономических дивидендов", — отмечает Ярослав Лисоволик.
Что же до специфики взаимоотношений между Беларусью и РФ, опыт которых также применим и для стран ЦА, то тут, по мнению проректора по научной работе МГИМО МИД РФ, члена РСМД Евгения Кожокина важно, чтобы, выясняя отношения с правительством РБ, Россия при этом не поссорилась и с простыми гражданами союзного государства.
"Возьму на себя смелость сказать, что нынешний режим правительства РБ — это режим переходный. По своей ментальности жители Беларуси во многом уже очень европейская нация, особенно молодое поколение. И в один прекрасный момент может оказаться, что они захотят пойти по несколько иному пути, чем укрепление связей с Россией. И нам надо к этому готовиться, тем более что об этом думают и в Евросоюзе и в США", — отметил Кожокин на круглом столе, посвящённый постсоветскому пространству в пресс-центре МИА "Россия Сегодня".
Напомним, недавно директор Федеральной службы безопасности РФ Александр Бортников сразу несколькими приказами установил пограничную зону на границе с Беларусью. По его словам, пограничные зоны нужны для "создания необходимых условий охраны Государственной границы РФ".
В свою очередь МИД Беларуси заявил, что данное решение идет вразрез с базовыми принципами открытых границ в Союзном государстве. Дипломаты этой страны отметили, что это было сделано без предварительного уведомления и согласования с властями в Минске, для которого стала полной неожиданностью инициатива Москвы.