ДУШАНБЕ, 27 фев — Sputnik, Сергей Кузнецов. Таджикистан в середине нулевых годов являлся одним из лидеров по внедрению новых технологий в области мобильной связи на пространстве СНГ.
Таджикские операторы сотовой связи буквально превратилась в законодателей моды в регионе Центральная Азия, так как в стране существовали сравнительно благоприятные условия для этого бизнеса.
Однако через пару лет все изменилось кардинальным образом, и отрасль оказалась там, где, по сути, находится республика в целом. В жестком финансовом кризисе.
"Кампания" против мобильных операторов, по их же словам, началась в 2007 году после заявления руководства страны о том, что якобы жители слишком много денег тратят на оплату мобильной связи.
Тогда было отмечено, что общий годовой доход всех операторов составляет около 300 миллионов долларов. Соответствующим структурам было поручено провести разъяснительную работу о вреде использования мобильных телефонов, особенно для здоровья детей и подростков.
После этого столичные власти приступили к демонтажу баннеров с рекламой сотовой связи, а по телевидению транслировались сюжеты о вреде мобильников для здоровья.
В 2009 году парламент республики принял поправки в законодательство, согласно которым было запрещено использование мобильных телефонов в учебных заведениях.
Через два года мобильные операторы почувствовали налоговое давление: были введены акциз на услуги сотовой связи и налог на добавленную стоимость (НДС) с международных звонков.
Однако по настоящему тяжело компаниям стало в 2014 году, когда начали практиковаться длительные проверки деятельности операторов. По итогам некоторым из них насчитывали немалые штрафы.
Когда налоги превышают доходы
Первым под выплату крупных денег попал "Вавилон-Мобайл". В 2014 году его обязали выплатить задолженности, штрафы и пени общим размером 341 миллион сомони.
Компания до сих пор не может выплатить эти деньги, при этом налоговое ведомство в течение уже более трех месяцев вновь проверяет деятельность организации.
В сложившейся ситуации руководство "Вавилон" подумывает о сокращении рабочих мест и услуг. Существует вероятность того, что порядка тысячи сотрудников компании в ближайшее время пополнят армию безработных.
Более существенно вынужден ограничить свою деятельность российский оператор "Билайн", который считается одним из крупных инвесторов в экономику Таджикистана.
В течение 10 лет своей работы компания в общей сложности инвестировала в страну более миллиарда сомони. Кроме прямых затрат в собственную инфраструктуру и выплат в бюджет, инвестиции компании способствовали развитию бизнеса в Таджикистане: компания выступала заказчиком по различным социальным проектам с местными организациями, тем самым поддерживая местный же бизнес.
Высокая налоговая нагрузка и сложная система налогообложения, по данным самой компании, вынудили "Билайн" работать в режиме жесткой экономии. Например, компания полностью отказалась от наружной рекламы (по городу ее уже сняли) и рекламы по массовым каналам.
Отметим, что расходы мобильных операторов только на наружную рекламу в среднем составляли около 350 тысяч долларов в месяц.
Более того, в начале этого года "Билайн" вынужден был сократить около 40% персонала — с 357 человек до 217-ти.
Общий объем выручки "Билайн" по итогам прошлого года составил 68 миллионов долларов, в то время как общий размер фискальной нагрузки за этот период составил порядка 73 миллионов долларов.
В аналогичной ситуации находится другой российский оператор мобильной связи — "Мегафон": многомиллионные налоговые претензии вынуждают компанию серьезно задуматься над дальнейшим присутствием на таджикском рынке.
Компания не озвучивает какие-либо цифры по своим издержкам. Известна лишь цифра в 155 миллионов сомони — сокрытие налогов, которые компания должна выплатить в пользу государства.
Частично эти средства уже выплачены во время судебного разбирательства, оставшаяся часть будет выплачена после принятия судом решения, заявил в январе председатель Налогового комитета Нусратулло Давлатзода.
На точно такую же сумму, по данным Комитета, сокрыл налоги и оператор мобильной связи Tcell.
Налоги и сборы сегодня охватывают почти 87% доходов операторов мобильной связи, в частности 26,5% — прямые налоги и сборы, а 60% — косвенные.
Один из владельцев компании — шведско-финский телекоммуникационный холдинг Telia Sonera — заявил, что начисленный штраф превышает прибыль мобильного оператора за весь 2015 год.
Компания также решила оспаривать налоговые претензии в судебном порядке.
К слову, несколько месяцев назад Telia Sonera анонсировал контрольный пакет акций (60%) компании "Индиго Таджикистан", работающей на рынке под брендом Tcell.
Планировалось, что доля Telia Sonera будет продана второму акционеру — Фонду экономического развития Ага Хана. Сделка должна была завершиться в конце прошлого года, но власти до сих пор ее не одобрили.
Развитие рынка под большим вопросом
Частные операторы ставят под сомнение свое дальнейшее полноценное функционирование при сложившихся условиях.
"Зарабатываем два сомони, а требуют с нас четыре, — отметили в одной из компаний. — Проверяют нашу деятельность и задним числом начисляют деньги, которых мы и не видели. Наше законодательство разработано таким образом, что бизнес в любом случае будет не прав. А судиться нет смысла, остается лишь сворачивать свой бизнес и уходить".
В целом компании стараются сегодня сокращать все возможные затраты, а сэкономленные деньги направлять на выплату налоговой задолженности, а не на развитие сети.
Финансовое положение компаний отчасти осложнил также созданный в прошлом году Единый коммуникационный центр при национальном операторе связи "Таджиктелеком".
Все международные мобильные звонки с февраля проходят через этот ЕКЦ. Мобильные операторы должны платить Центру 15 дирамов за каждый звонок, а с учетом налогов — 21 дирам.
Между тем ассоциация операторов мобильной связи Таджикистана за последние годы неоднократно выражала озабоченность дальнейшим развитием рынка в Таджикистане.
Ежегодные доходы бюджета от деятельности мобильных операторов превышают 1,5 миллиарда сомони.
"В налоговом законодательстве произошли значительные изменения, которые привели к дополнительной нагрузке на мобильных операторов. Компании платят больше, чем зарабатывают. Такое бремя расходов ставит под угрозу инвестиционную привлекательность экономики Таджикистана и выполнение запланированных показателей отрасли связи в стратегии страны", — считает глава Ассоциации компаний сотовой связи Гафур Иркаев.
По его словам, Таджикистан по совокупной налоговой ставке занимает предпоследнее место в странах Центральной Азии и Восточной Европы, а налоговая ставка в 86% является одной из самых высоких в мире.