Награждение президента Таджикистана Эмомали Рахмона и главы Таджикского МИД Сироджиддина Аслова российскими орденами многими обозревателями было расценено как признак скорого вступления Таджикистана в Евразийский союз.
Однако ожидаемого многими политологами заявления президента Таджикистана Эмомали Рахмона о вступлении в ЕАЭС не прозвучало ни в совместном заявлении сторон, ни на пресс-конференции.
Тем не менее никто из политических обозревателей не отрицает, что вопрос вступления в ЕАЭС, который в Душанбе в очередной раз рассматривают уже более 5-ти лет, в ходе визита вообще не обсуждался. Понять озабоченность таджикской власти, раз за разом откладывающей принятие этого решения, можно и вот почему.
Немаловажным препятствием к вступлению в ЕАЭС является сегодняшнее отсутствие экспортных сертификатов на значительную часть таджикской продукции, которые еще предстоит получить. Но сертификация продукции и выстраивание логистических цепочек для экспорта таджикских товаров в страны Союза — это еще не самое главное.
Значительная часть молодых таджикских экономистов, приходящих на смену старым кадрам, имеют прекрасное зарубежное образование, и они понимают главное: чтобы развиваться, нужны деньги, причем не деньги богатого зарубежного спонсора или инвестора, а свои.
Но, чтобы что-то на свои деньги купить, нужно что-то самому произвести и продать. Однако свободный доступ на рынки стран ЕАЭС — это жесточайшая конкуренция, и свободный доступ — это еще не гарантия успешного сбыта таджикской продукции.
Полное открытие рынка Таджикистана перед российскими товарами и товарами стран ЕАЭС — тоже серьезная проблема, поскольку дать "зеленый свет" сильным конкурентам — своими же руками уничтожить своих производителей. Тревогу таджикских властей вызывают также опасения за объемы поступлений в государственный бюджет от таможенных пошлин.
Насколько можно понять, в ходе завершившегося визита таджикская сторона объяснила российским партнерам, что, сохраняя традиционные связи с Россией и странами ЕАЭС, Таджикистан продолжит проводить многовекторную внешнюю политику.
И что, несмотря на существенное снижение за последние 3 года взаимного товарооборота, Таджикистан был и остается стратегическим партнером России в ряде направлений, в первую очередь — в сфере обеспечения безопасности южных границ СНГ.
Что же касается пакета из шести подписанных в Душанбе 27 февраля документов, с высокой степенью вероятности можно полагать, что никаких особых изменений в двусторонних отношениях России и Таджикистана в обозримый период не произойдет.
Четыре документа из шести (соглашения по охране природы, по сотрудничеству в области военной почтовой фельдъегерской связи, меморандум о сотрудничестве в сфере физической культуры и программа сотрудничества МИД России с МИД Таджикистана) можно отнести к ведомственным документам, регламентирующим совместную работу государственных структур двух стран.
Гораздо больший интерес вызывают два соглашения, о которых стоит сказать более детально. К удивлению многих, представители России и Таджикистана подписали соглашение о сотрудничестве в области использования атомной энергии в мирных целях. Казалось бы, какое отношение имеет Таджикистан к сотрудничеству в этой сфере?
Тем не менее имеет самое прямое отношение и может иметь от этого сотрудничества весьма весомые дивиденды. Дело в том, что еще в советский период в Таджикистане и в России было построено два ядерных исследовательских реактора "Аргус" небольшой мощности (20 киловатт). Гражданская война 90-х годов в Таджикистане прервала исследования, но оборудование сохранилось и нуждалось в восстановлении.
И только теперь, благодаря усилиям президента Академии наук Таджикистана Фархода Рахими, становится возможным привести реактор в рабочее состояние и, кроме научных исследований, выполнять с его применением ряд прикладных работ.
В частности, выполнять высокоточные анализы содержания полезных ископаемых в горной породе, в первую очередь золота, а также наладить производство медицинских изотопов и получать за выполнение зарубежных заказов прибыль, исчисляемую десятками миллионов долларов.
Второе, крайне важное для Таджикистана соглашение, относится к сфере корректировки российского миграционного законодательства и сотрудничеству министерств труда РФ и Таджикистана.
Доля денежных переводов таджикских трудовых мигрантов из России на родину составляет порядка 2 миллиардов долларов в год (примерно треть ВВП Таджикистана).
Численность трудовых мигрантов, работающих сегодня в России, составляет порядка 1 миллиона человек, и возможность доступа на российский рынок труда дополнительно порядка 200 тысяч граждан Таджикистана существенно улучшит состояние экономики Таджикистана.