ДУШАНБЕ, 13 мар — Sputnik, Рубен Гарсия. Российские парламентарии готовят новую, упрощённую процедуру получения российского гражданства.
Если законопроект, авторами которого являются депутаты Константин Затулин и Наталья Поклонская, получит статус закона, то получить российское гражданство можно будет не только по принципу родства, но и по "праву почвы".
Это подразумевает, что гражданами РФ смогут стать выходцы или их родственники по восходящей линии из стран постсоветского пространства, входивших когда-либо в состав СССР или Российской империи.
Чтобы оценить размах законодательной мысли, достаточно просто взглянуть на дореволюционную карту России и удостовериться лично, сколько территорий, являющихся частью нынешних независимых государств, входило в состав царской России.
Правда, как прокомментировал Sputnik Таджикистан один из авторов законопроекта, данная инициатива призвана в первую очередь защитить граждан Украины, желающих видеть своим национальным флагом, не жёлто-голубое знамя, а российский триколор.
"Более всего закон будет полезен той страдающей части беженцев с Украины, которая никак не может получить и отстоять своё новое гражданство. Таких людей очень много, и приём их в число российских граждан очень затруднён, потому что для этого нужна справка иностранного государства при отказе от гражданства. Украина таких справок, понятно дело, не даёт", — пояснил зампред думского Комитета по делам СНГ Константин Затулин.
По словам парламентария, инициатива о предоставлении гражданства носителям русского языка была внесена в законодательство о гражданстве ещё в 2014 году по предложению Владимира Путина. Однако условия, которыми обставили получение этого упрощённого гражданства, оказались такими, что сделали невозможным реализацию президентской инициативы.
"И мы снимаем эти наслоения, эти ненужные препятствия и таким образом даём возможность принимать в гражданство России наших соотечественников, которые подпадают под этот принцип. В частности, мы снимаем эту необходимость предоставлять справку от иностранного государства", — подчёркивает депутат.
Однако данным послаблением в законодательстве, если оно вступит в силу, смогут воспользоваться не только граждане Украины, но и жители практически всех стран-членов СНГ.
"Я думаю, что важнее всего легализовать тех, кто уже проживает в России долгие годы. С них и надо начать. Это очень разные категории граждан, которые имеют для этого не столько юридическое, сколько морально-этическое обоснование", — считает глава центра демографии Института социально-политических исследований РАН, Сергей Рязанцев.
В частности, многие граждане из республик Центральной Азии, причём это касается не только этнических русских, которые, несмотря на формальное отсутствие российского гражданства, уже не одно десятилетие могут жить и работать на территории РФ.
Тоже касается и граждан Молдовы, большинство из которых по многу лет работают в России, не покидая территории страны.
Или, к примеру, русскоязычного населения прибалтийских стран, которое нередко сталкивается с неприкрытой дискриминацией по языковому признаку.
Но для того чтобы кандидаты на получение российского гражданства смогли на деле воспользоваться предоставляемыми льготами, в итоговой вариации закона необходимо минимизировать бумажную волокиту, но при этом утвердить определённую систему проверок и языковых тестов, подтверждающую, что для человека русский является основным повседневным языком общения.
"Законотворческий процесс очень долгий, и в конечном итоге его результаты могут сильно отличаться от изначального законопроекта", — подчёркивает Сергей Рязанцев.
К слову, в России с 2006 года действует государственная программа по содействию добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом.
Согласно тексту программы, соотечественниками считаются "лица, имевшие гражданство СССР, проживающие в странах бывшего СССР и получившие гражданство этих стран или ставшие лицами без гражданства; выходцы из России и СССР и их потомки".
Важное отличие программы переселения от нынешней инициативы состоит в том, что, во-первых, география законопроекта намного шире — в нём чётко прописана "Российская империя", а парламентарии говорят об ускоренной процедуре получения гражданства.
Во-вторых, программа переселения соотечественников — это целый комплекс мер, где, помимо получения гражданства, говорится о материальной поддержке людей, возвращающихся на историческую родину из-за рубежа, их адаптации, помощи с поиском жилья и трудоустройством.
"Это разные абсолютно вещи. И наш законопроект и программа переселения в равной степени призваны помочь людям, готовым стать российскими гражданами. Но мы в данном случае программу переселения соотечественников никак не затрагиваем. Это несколько другая категория закона о гражданстве", — подчеркнул Константин Затулин.
Напомним, что по данным Федеральной миграционной службы РФ, только в 2016 году по программе переселения соотечественников из Таджикистана в Россию переехали 1850 семей.
Немало заявок на участие в программе в своё время поступало из Кыргызстана и Армении, но, после того как страны присоединились к ЕАЭС, поток желающих значительно снизился, так как граждане этих стран получили возможность заниматься экономической деятельностью в России, не теряя при этом текущего гражданства.
В мировой практике существует два основных способа приобретения гражданства — "по крови" и "по праву почвы". Первое — это учет гражданства родителей, а второе — учет места рождения ребенка. Приобретение гражданства по праву крови часто именуется гражданством по происхождению, а по праву почвы — по рождению.