Деньги ни при чём: что мешает таджикскому кино получить свой "Оскар"

Свобода от бюрократии и дружный творческий коллектив - единственный путь для таджикистанского кино стать востребованным и прибыльным, считают режиссёры

ДУШАНБЕ, 23 мар — Sputnik, Рубен Гарсия. Большинство таджикистанских фильмов не соответствует вкусам зрителей и не способствует развитию национальной культуры.

Об этом заявил президент Таджикистана Эмомали Рахмон на недавней встрече с представителями интеллигенции.

В мае 2015 года в РТ был создан Правительственный совет по развитию кинематографии. Однако, по словам Рахмона, за два года Совет не рассмотрел ни один стоящий киносценарий.

Архивы Госфильмофонда России - Sputnik Таджикистан
Такое кино: сегодняшняя судьба советских фильмов

Со стороны литераторов также не было выдвинуто ни одного произведения, достойного экранизации.

Sputnik Таджикистан поговорил с таджикскими режиссёрами о том, какие ещё проблемы существуют у кинопроизводства в стране и сможет ли правительство помочь сделать кинематограф национальным культурным достоянием.

"Это не только Таджикскому, это даже российскому кино не хватает. Вот какие сейчас проблемы есть у российского кино, такие же и у таджикского. В РФ сейчас тоже не слишком часто снимают хорошее фильмы для массового зрителя", — ответил Умедшо Мирзоширинов на вопрос издания о том, много ли в Таджикистане выдающихся кинематографистов и хватает ли им господдержки.

Впрочем, самому Мирзоширинову, самостоятельно ищущему средства на производство фильмов, на востребованность и признание критиков жаловаться не приходится.

Его работа "Мушкилкушо" (Преодоление) недавно завоевала швейцарский приз за лучший таджикский фильм на международном фестивале "Дидор".

Что касается господдержки, то её бывает и в самом деле недостаточно. Так для съёмок фильма "Халола" легенды таджикского кино — Бахтиера Худойназарова, умершего в 2015 году, сценаристу и кинорежиссеру Искандару Усмонову потребовалось собрать хотя бы 35 тысяч долларов, которых, в республике найти не удалось.

Но деньги, по общему мнению, не играют главной роли при воплощении в жизнь по-настоящему качественного проекта.

"Финансы на самом деле имеют второстепенное значение. Нужно собирать хороших специалистов, увлечённую команду, и члены этой команды должны видеть одну цель. Когда есть хорошая идея, деньги на съёмки найти намного легче", — пояснил Усмонов Sputnik Таджикистан.

По его словам, в республике есть молодые способные актёры и режиссёры, однако им зачастую не хватает опыта и возможности участвовать в проектах, где можно отработать свои профессиональные навыки.

"Я сейчас общался с людьми, которые готовы дать деньги, чтобы пригласить международных продюсеров в качестве учителей, чтобы чуть-чуть этих ребят поднатаскать. Мы, как разрозненный оркестр, где каждый играет свои партии. И нужен человек, который этот оркестр соберёт вместе, настроит инструменты", — полагает режиссёр.

В данной ситуации, руководство республики могло бы сильно помочь уже тем, что упростит взаимодействие работников кино с официальными структурами и предоставит им больше возможностей для самореализации.

Дело в том, что формально весь кинематографический процесс так или иначе находился под патронажем Государственного комитета телевидения и радиовещания при президенте РТ.

И такая зависимость от громоздкого бюрократического аппарата, где, по словам некоторых специалистов, сидели люди, не имеющие к кино никакого отношения, сильно осложняла работу режиссёров и продюсеров.

На встрече с интеллигенцией, к большой радости работников кино, Эмомли Рахмон дал вполне определённое указание — в течение ближайших месяцев утвердить план по созданию новой структуры, которая объединит два главных кинематографических объединения страны — "Таджиккино" и "Таджикфильм" — в один творческий коллектив.

"Мы очень долго ждали этого решения. Я лично на съезде кинематографистов в прошлом году сказал, что нам нужны реформы, нам нужны профессионалы, которые разбираются в этом. Президент прямо сказал, если будет некая достойная вещь, он лично будет финансировать проект", — говорит Усмонов.

По его мнению, критика Рахмона нынешних руководителей таджикского кинематографа возникла неспроста. Были худсоветы, создавались профильные комиссии. Но когда речь заходила о том, как бы привлечь инвесторов, выяснялось, что многие люди, которые должны были этим заниматься, даже по-английски не могут ничего сказать. Не говоря уже о составлении бизнес-проектов, способных привлечь внимание из-за рубежа.

Допустим, слияние "Таджиккино"и "Таджикфильма" принесёт какие-то плоды, и люди пойдут в кинотеатр не только ради просмотра голливудских картин, а для того, чтобы по достоинству оценить труд своих соотечественников-кинематографистов.

А если брать совсем уж оптимистичный сценарий, то речь идёт не только о приумножении национальной культуры в виде кинолент, но и о достаточно прибыльном бизнесе.

"Кинематограф советских времён приносил очень хорошие деньги и занимал третье место по рентабельности, первое — военная промышленность, металлургия и т.д. Он и сейчас может стать прибыльным вновь. Но для этого нужна гибкая законодательная база, отсутствие лицензирования, творческая конкуренция", — подчёркивает таджикский режиссёр.

Сафар Хакдодов, председатель Союза кинематографистов Республики Таджикистан и организатор Международного кинофестиваля “Дидор” - Sputnik Таджикистан
Хакдодов: иранское кино оказывает сильное влияние на Таджикистан

На сегодняшний день в Таджикистане (да в общем и в большинстве других стран СНГ) наибольшей поддержкой пользуются фильмы, посвящённые семейно-бытовым мелодрамам с предсказуемо счастливым финалом.

Очень мало документального кино и фильмов, посвященных острым социальным проблемам. А как показывает опыт иранского кинематографа, в частности режиссёра Асгара Фархади, именно такие фильмы получают признание критиков, собирают призы на международных конкурсах, включая "Оскар" и Каннский фестиваль. И в итоге становятся важнейшим достоянием национальной культуры.

Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
В ЭФИРЕ
Заголовок открываемого материала