ДУШАНБЕ, 26 мар — Sputnik. Город Мешхед (на северо-востоке Ирана) в 2017 году наделён статусом "Столицы мусульманского мира" (среди неарабских государств Азии) Исламской организацией по вопросам образования, науки и культуры (ИСЕСКО).
Как отметил в интервью Sputnik Dari руководитель Организации по культуре и искусству провинции Тегеран Махмуд Саллахи (Mahmood Sallahi), который руководил проектом по номинации Мешхеда на этот статус, выбор ИСЕСКО оправдан, поскольку таким образом Иран получил возможность привлечь внимание мировой общественности к важности сохранения культурного наследия мусульман, которое в последнее время принимает на себя удар джихадистов в Сирии, Ираке, Афганистане.
Корр.: Город Мешхед был выбран в качестве культурной столицы исламского мира. Но арабские страны в этом выборе не принимали участия. Мешхед выбирали в основном азиатские страны. Как Вы считаете, как можно использовать потенциал культурной столицы исламского мира?
Поэтому присвоение Мешхеду звания центра паломничества и туризма является большой возможностью для других стран мусульманского мира. Как знаете, Мешхед еще несколько веков назад был центром исламской цивилизации, поэзии и литературы, здесь жили и творили такие великие поэты, как Фирдоуси. Его величайший эпос "Шахнаме" ("Книга царей") известен во всем мире и переведен на многие языки. К тому же, именно в Мешхеде жил почитаемый в исламе имам Реза. Мешхед стал центром, где зародился величественный Хорасанский стиль персидской литературы и поэзии, который пользовался популярностью не только в Иране, но и распространился дальше её границ: в Индию, Пакистан, Таджикистан и другие азиатские страны.
Мы ни в коем случае не должны упускать этой возможности. Благодаря тому, что Мешхед был выбран культурной столицей исламского мира, появилась возможность представить лучше миру сам Иран. В Мешхеде великое множество достопримечательностей — культурных, религиозных и древних исторических памятников. Информация о них будет размещена на сайте "Культурная столица исламского мира", необходимо использовать эту возможность.
Корр.: Как новый статус Мешхеда может в информационном плане помочь мусульманским странам, которые сейчас погружены в военные конфликты?
Саллахи: Мы будем еще активнее рекламировать Мешхед, не только как центр паломничества, но и туризма, поэзии и литературы. Не стоит забывать, что сотни сайтов и информагентств по всему мира также будут вести пиар-кампании по представлению Мешхеда культурной столицей исламского мира. Мы в таком случае должны, соответственно, показать и культуру иранцев. Ведь мы – народ миролюбивый, мы живем в мире и согласии со своими соседями и хотим этого мирного сосуществованиями и в дальнейшем. Сегодня, к сожалению, мир среди мусульман в Ираке, Сирии, Йемене, Афганистане нарушен.
Мы видим, как против наших братьев в этих странах воюют те, кто создают и распространяют терроризм, те, кто без стыда и совести приходят и рушат древнейшие исторические памятники культуры в Алеппо, Пальмире. Кто от этих разрушений получает выгоду? Только сионисты и те, кто не имеют культурных корней и не ценят ни культуру, ни историю. Поэтому любая страна, которая вместе с нами будет вести борьбу я с терроризмом, заниматься восстановлением и реконструкцией разрушенных древних памятников в Пальмире, является нашим другом и единомышленником.
То есть мы должны использовать эту предоставленную возможность. Через сайты СМИ и информагентств показать не только нашу историческую идентичность, но и культуру мирного сосуществования ислама и всех мусульман. Знаете, когда имам Реза прибыл в Нишапур (город в провинции Хорасан, второй по величине после Мешхеда – прим. ред.), то на встречу к нему вышли 120 тысяч человек. Большинство из них были иранцами, исповедовавшими ислам суннитского толка.
Среди них можно назвать такие выдающие личности, как Абу Зарайа Ансари и Абу Аслям Туси. Сегодня, когда есть такое зло, как терроризм, крайне важно показать всему миру истину и ценность исламской культуры. Мы, используя предоставленную возможность, должны показать, что ислам – это религия мира, спокойствия и мирного сосуществования, религия единства, сочувствия и сострадания друг к другу.