ДУШАНБЕ, 10 апр — Sputnik, Андрей Захватов. В середине марта стало известно о намерении депутатов Госдумы России существенно упростить процедуру получения гражданства России выходцам из стран СНГ. Чем аргументировали свое предложение авторы законопроекта, пока неизвестно.
Тем не менее все понимают, что демографическая ситуация в России, за исключением Северного Кавказа — не блестящая, в то время как плотность населения на китайском берегу Амура составляет 140 человек на квадратный километр, а на российском — всего 3 человека.
Мы будем только за
По замыслу авторов законопроекта, иностранцы смогут получать российские паспорта "по праву почвы" на том лишь основании, что их страны в XX веке входили в состав Российской империи или СССР.
Мгновенно растиражированное прессой известие о скорой возможности быстро получить гражданство России моментально облетело весь Таджикистан и было воспринято населением республики буквально "на ура". И вот почему.
Быстрые ежегодные темпы прироста населения Таджикистана и высокий, не поддающийся учету уровень безработицы, вот уже более 20 лет вынуждают граждан Таджикистана искать работу за рубежом, в первую очередь — в Российской Федерации. Малейшие возможности для получения российского гражданства, такие как создание семьи с россиянами, используются на все 100%.
Для получения заветного красного паспорта нередко заключаются фиктивные браки, а в правоохранительной системе отмечались факты коррупции — за ускорение получения гражданства.
Получить гражданство России законным путем коренные жители Таджикистана могут и сегодня — сложно стать участниками госпрограммы по содействию добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, утвержденной еще в 2007 году и во многом не оправдавшей надежд ее разработчиков.
Как показала практика переселения, "вписаться" в эту программу оказалось не так-то просто, и число участников оказалось мизерным. По данным представительства МВД России в Таджикистане, в 2014 году число обратившихся с заявлениями на переезд в Россию составило лишь 10 тысяч человек, а в 2016 году — 14 тысяч.
Реальное же число граждан республики, желающих переехать на ПМЖ в Россию, особенно из числа молодежи до 35 лет, по экспертным оценкам, может превысить 1-1,5 миллиона человек. И вот теперь, если новый российский закон будет принят, возможность в короткий срок и безо всяких проволочек стать полноправным гражданином России появится у всех желающих.
"Нам надо осваивать российское село"
Именно такими словами, тщательно аргументируя свои выкладки, еще в 2013 году в таджикской прессе выступил известный и авторитетный таджикский ученый, проректор Российско-Таджикского (Славянского) университета Рахмон Ульмасов. Посвятивший много лет изучению миграционных процессов ученый напомнил, что суммарная численность населения 37 тысяч российских деревень (из общего чиста 155 тысяч) не превышает 50 тысяч человек. Более 20 тысяч российских деревень полностью обезлюдели.
Оценки Ульмасова разделяют и российские эксперты — после развала СССР даже в благоприятных для жизни российских областях из севооборота выпали и заросли бурьяном и мелколесьем миллионы гектаров пашни.
Типичный пример упадка животноводства можно наблюдать сегодня рядом с федеральной трассой Москва — Иваново, в 10 километрах от Суздаля, где в советский период успешно работал крупнейшей в регионе откормочный комплекс на 10 тысяч голов крупного рогатого скота "Красногвардейский".
Наибольшее число покинутых населением мелких населенных пунктов насчитывается в Псковской, Вологодской Тверской, Костромской, Ярославской, Вологодской, Кировской и Магаданской областях.
Но, если брошенные магаданские села не представляют для переселенцев никакого интереса, то переехать и обустроиться в сельской местности регионов Центральной России, растить там детей и учить их в приличных вузах крупных областных центров недалеко от Москвы и Санкт-Петербурга — с такой перспективой не раздумывая согласятся сотни тысяч жителей таджикских кишлаков. Тем более что успешных примеров обустройства таджикских семей в России уже немало.
Нужно было раньше сюда приехать
Так, во Владимирской области на сегодняшний день проживают сотни таджикских семей. По данным местной таджикской диаспоры, в Кольчугинском районе живут 150 семей, в Ковровском районе — 14, в Вязниковском — 70, в Гусь-Хрустальном — 50, в Юрьев-Польском — 70 семей.
По словам 40-летнего Камола, работника автосервиса, переехать в Россию из кишлака в Хатлонской области он решился в 2012 году.
"Приехали не на пустое место — в области наша таджикская диаспора насчитывает уже более 5 тысяч человек. Продали в Таджикистане дом, купили недорогое жилье в селе недалеко от райцентра Юрьев-Польский. Работу нашел сразу — у меня высокая квалификация. У нас двое детей-подростков, неплохо учатся в 8 и в 9 классах школы, как все дети сидят в интернете — и нас с женой этому научили. Дети прекрасно говорят по-русски — даже лучше, чем на родном языке. Младшая дочка родилась уже здесь. Жена работает уборщицей", — рассказывает он.
На 20 сотках земли, построены три теплицы. Семья выращивает кур, гусей и кроликов. Возле дома пасут корову и 5 баранов.
"Мы полностью обеспечиваем себя фруктами, овощами, ягодами. Научились запасать грибы. На родину летаю к родителям раз в 2 года, посылаю им деньги, помогаю. Раньше надо было сюда приехать", — признается собеседник.
По словам одного из лидеров Владимирской областной общественной организации выходцев из Таджикистана "Мечта" Шохмахмада Махмадиева.
"За последние два года число таджикистанцев возросло на 15 семей. У всех желающих есть работа. 45 наших детей посещает детские сады, 48 — школьники, около 20 — учатся в колледжах и университетах, все свободно говорят на родном и русском, многие — на иностранных языках. Недавно вместе с русскими друзьями отмечали праздник Навруз — готовили большой казан таджикского плова", — поясняет он.
По словам Махмадиева, привыкшие к труду на земле таджики не только полностью обеспечивают себя, но и выносят на рынок излишки продуктов. У впервые приехавших из перенаселенного Таджикистана людей просто округляются глаза, когда они видят бескрайние поля и начинают понимать, что это такое — владеть 20-30-ю сотками плодородной земли.