Игорь Николайчук, политолог, медиаэксперт — специально для Sputnik
В российских и зарубежных СМИ появилась новая мода — представлять страны Центральной Азии как рассадник терроризма, откуда эта зараза в лице трудовых мигрантов расползается по всему миру и в первую очередь в Россию. Весьма способствует закреплению подобных стереотипов и обязательная в последнее время привязка этих самых среднеазиатских террористов к мутной организации ИГ (запрещена в России), которая уже просто предельно разрекламирована.
Мне представляется, что все это ничего общего с реальностью не имеет. Почему — давайте разбираться.
Начать, наверное, придется с ИГИЛ. Морфология, так сказать описание этого объекта имеется, причем достаточно качественное. А вот удовлетворительная типология, то есть адекватное системное описание ИГИЛ отсутствует — то ли это сетевое государство, то ли квазигосударственная сеть. Ясно одно — ядро комбатантов составляют жители Ирака и ряда других стран региона. Деньги у главарей, судя по всему, есть, причем в избытке. Откуда — большой вопрос, но есть! На деньги вербуют наемников.
Кстати, опять же недавно Дональд Трамп на совместной пресс-конференции с королем Иордании Абдаллой II в Белом доме грозно пообещал, что Соединенные Штаты вместе со своими союзниками уничтожат террористическую организацию "Исламское государство". Это же года полтора назад утверждал и предыдущий президент Соединенных Штатов Барак Обама.
На вопрос конгрессменов, как он собирается осуществить столь полезный для человечества проект, Обама с прямотой древнего римлянина ответил: "Не знаю. Я дал задание Пентагону разработать стратегию, которая приведет нас к победе. Я отвел военным год на разработку этого плана. Как только они мне его предъявят, я тут же поставлю конгресс в известность!" Плана, как мы понимаем, так и нет, а Дональд Фред Трамп решил сначала разделаться не с террористами, а с сирийскими правительственными войсками. Так что эти самые наемники еще не скоро вернутся домой.
Есть, правда, заявление главы Национального антитеррористического комитета Александра Бортникова, который утверждает: "Результаты анализа имеющейся информации свидетельствуют, что основной костяк террористических групп составляют граждане СНГ, прибывшие в Россию в потоках трудовой миграции. После прибытия в РФ данные лица разворачивают активную вербовочную деятельность в среде мигрантов, рекрутируя исполнителей терактов".
Ответственность за теракт взяло на себя руководство ИГИЛ. Даже если это действительно дело рук "подданных "Исламского государства", то представить себе проезд до зубов вооруженной банды мигрантов в Дагестан невозможно. Разумеется, это было дело рук местных террористов. Наконец, есть еще пресловутый "уроженец Кыргызстана, гражданин РФ, этнический узбек" Акбаржон Джалилов, террорист-смертник, совершивший 3 апреля теракт в Петербургском метрополитене. Следствие еще не закончено, но журналисты уже стали вбрасывать формулировочки: он-де мог быть членом "спящей ячейки" ИГИЛ.
Подождем окончания следствия и, наверняка, суда над сообщниками. Но история показывает, что глубоко законспирированные "спящие ячейки", да еще укомплектованные психологически подготовленными смертниками, которые годами готовы ждать момента своей осознанной гибели, — это дело по зубам весьма серьезным и профессиональным организациям, в составе которых имеются гениальные "мозгоправы". Вряд ли ИГИЛ можно рассматривать в этом качестве. Кстати, Джалилов пока единственный за всю историю Российской империи, СССР и РФ террорист-смертник, которого как-то можно связать с регионом Центральной Азии.
Так, по информации американского Булан-института, в Узбекистане с населением более 30 миллионов человек всего один исламский университет и девять медресе, а в маленьком Кыргызстане с населением всего 6 миллионов насчитывается порядка 112 религиозных образовательных учреждений, в том числе 102 медресе. Институт отмечает, что спонсорами выступают частные предприниматели, зарубежные фонды, а власть в КР самоустранилась от контроля за содержанием "учебных курсов". Тогда как в соседних странах эта сфера находится под контролем государства.
Наконец, давайте посмотрим на "рейтинг зараженности" стран Средней Азии терроризмом. В конце 2016 года американский Институт экономики и мира опубликовал ежегодный индекс глобального терроризма за 2015 год. Сразу отметим, что ИГИЛ в 2015 году было самой опасной группировкой, взявшей на себя ответственность за смерть 6141 человека в 11 странах мира.
На первом месте, разумеется, Ирак. Россия стоит в этом индексе на 30-м месте. Примерно такие же показатели у Франции, Великобритании, США. Теперь Средняя Азия: Таджикистан — 56-е место, Кыргызстан — 84-е, Казахстан — 94-е, Узбекистан — 117-е. Туркменистан относится к небольшой группе стран, совсем не затронутых терроризмом.