ДУШАНБЕ, 11 мая — Sputnik, Алексей Стефанов. Тимур Алпатов родился в Москве, но детство провел в Душанбе, куда его совсем маленьким увезли родители — папа-художник и мама-искусствовед. Если прибавить к этому, что его дед-душанбинец Сафар Назаров работал в сфере культуры Таджикистана, то будущее Тимура было предопределено.
Изначально родители видели его художником, будущий режиссер им стал, но заболел кинематографом. И, приехав в Москву, полностью изменил свою жизнь. "Я всего добился своим трудом и любовью к профессии", — говорит Тимур Алпатов и при этом не скрывает, что без помощи земляков не обошлось.
С Тимуром Алпатовым мы встретились на студии "Три Тона", где сейчас монтируется его 16-серийная фантазийная драма по мотивам исторических событий "Золотая Орда".
— Тимур, расскажите, как вы связаны с Таджикистаном?
— История проста для того времени. Моя бабушка с маминой стороны — чистокровная русская из села Стаканово Курской области сразу после войны с сестрой уехала попытать счастья в Таджикистане. А дедушка — чистокровный узбек, жил в Душанбе. Там они и познакомились. Бабушка Ольга Казакова была педагогом, библиотечным работником, а дед Сафар (Сергей) Назарович Назаров занимал несколько высоких постов, в том числе в 1970-е годы был замминистра культуры Таджикистана.
Потом стал начальником курсов повышения квалификации в области искусства, отправлял талантливых молодых художников, музыкантов кинематографистов на учебу в Москву. Последний год своей жизни проработал председателем Общества ветеранов Великой Отечественной войны в Душанбе. Он очень много сделал для культуры Таджикистана.
Папина семья тоже в 1940-е годы переехала в Таджикистан. В Душанбе мои родители и познакомились. Мама училась на искусствоведческом в МГУ, и у нее был любимый педагог —известный искусствовед, специалист по Древней Руси, русскому зодчеству и Древней Греции Михаил Владимирович Алпатов.
И она представить себе не могла, что познакомится с моим папой, а он окажется двоюродным племянником ее любимого преподавателя. Такая вот случайность, и в жизни их было очень много. Сам я родился уже в Москве и 20 лет провел между Душанбе и Москвой: жил по полгода то в одной столице, то в другой.
— С папой художником и мамой искусствоведом трудно было не пойти по их стопам?
— А я хотел стать художником, после школы поступил в Республиканское художественное училище им. М. Олимова в Душанбе. Учился живописи у замечательного преподавателя, художника Акмала Миршакара. Он из очень известной таджикской семьи — сын писателя и поэта Мирсаида Миршакара.
И потом волею судеб в кино я попал тоже благодаря этой семье — помогла его дочь Зулфия Миршакар, сестра Акмала, жена таджикского и российского режиссера театра и кино Валерия Ахадова. Именно его фильм "Свободная Женщина-2" стал первым, над которым я поработал.
— Другими словами, без помощи земляков не обошлось.
— Да. Но все равно я всего добивался своим трудом. Режиссурой я заболел еще в 1993 году во время учебы в училище. Всегда очень любил музыку, много чего собирал, записывал, переписывал. Дома была почти студия звукозаписи, но я не зарабатывал на этом денег — просто писал в свое удовольствие друзьям, соседям.
Процентов восемьдесят того, что ты творишь в живописи, это впечатления от услышанной музыки. Музыка очень сильно влияла на меня творчески и духовно. Порой я даже картины свои называю любимыми треками. Для меня и выставку сделать, как для музыканта записать новый альбом — есть своя концепция, картины общей тематики, общая цель и идея выставки.
Потом я увлекся фотографией, и мы с группой товарищей переснимали любимые клипы на фото. Сейчас это звучит смешно, а тогда было очень интересно. Вот так через живопись, музыку и фото я пришел к съемкам. И уже на четвертом курсе художественного училища понял, что хочу быть режиссером.
— При этом у вас было много персональных выставок, и в 1996 году вас даже признали самым молодым художником Таджикистана.
— Это был большой республиканский конкурс молодых художников, на котором я выставлялся с несколькими работами. Было приятно, конечно. Вообще в Таджикистане очень мощная школа живописи, там работают удивительные художники.
Они очень сильно любят свою родину, природу, музыку. По их картинам я учился живописи, передаче цвета и пространства. И хотя в своей живописи я поначалу не увлекался Востоком, когда наша семья полностью переехала в Москву, в моих картинах стали появляться восточные мотивы.
— И в Москве попытались осуществить свою мечту?
— Да, попробовал поступить на отделение компьютерной графики ВГИКа, но из-за субъективной оценки моей художественной работы провалился. Был очень сильно расстроен, не знал, что делать дальше, но судьба была благосклонна ко мне: я поступил в Высшую школу рекламы при МосГУ.
Вместе со мной на факультете училось очень много интересных, талантливых, творческих людей. Мы все сдружились, постоянно что-то снимали. Руководство факультета, за что им большое спасибо, позволяло делать все, что хотим — у нас всегда был доступ в монтажную, я научился владеть камерой, изучил монтажные программы, научился в них монтировать свой материал.
А когда понял, что хочу учиться режиссерскому ремеслу дальше — поступил на Высшие курсы режиссеров и сценаристов в мастерскую к Владимиру Ивановичу Хотиненко на отделение "Режиссура игрового кино".
— И после этого вы попали в кино?
— Очень хотел, но не знал, как это сделать. И вот Валерий Ахадов пригласил поработать к себе на съемочную площадку сериала "Свободная женщина-2" вторым режиссером. Это очень важная должность — фактически организатор производства, начальник штаба. Ты занимаешься планированием и организацией съемок.
Для меня эта работа была — темный лес, казалось, я вот-вот все испорчу. И, конечно, делал ошибки. Но я очень благодарен Валерию — он меня бросил в этот омут, и, помогая, курируя, учил меня и давал мне опыт.
А потом началось — меня стали приглашать вторым режиссером. В этой должности я отработал 12 проектов. Мой план был — со временем занять режиссерское кресло самому. Я продолжал снимать короткометражные работы для себя и монтировать их.
Вскоре одна из компаний, с которой я раньше работал, пригласила меня стать режиссером детективного сериала "Безмолвный свидетель". Я с легкостью снял 15 серий. После этого был всем известный "Глухарь". С огромной ностальгией вспоминаю эти съемки — это была отличная школа жизни, работы, прекрасного отношения и с группой, и с артистами. Мы до сих пор все дружим, созваниваемся, переписываемся. И дальше пошел один фильм за другим.
Мой принцип в работе очень прост — нужно быть честным по отношению к себе и к людям, с которыми ты сотрудничаешь. Человек, работающий в кино, должен быть увлечен своей профессией и быть предан ей.
— Сложно работать с актерами? Наверняка, попадаются капризные экземпляры.
— Они все люди, им нужно внимание, даже самым известным. С ними нужно общаться, разговаривать, искать подход.
Мне по большей части не попадались капризные актеры, Бог миловал. Все-таки я окружаю себя людьми, которые меня понимают, я чувствую их энергию, они чувствуют мою.
Хорошо запомнил, как на первой лекции на Высших режиссерских курсах к нам пришел Александр Адабашьян и сказал: "Откройте тетрадки и запишите одну фразу: кинематографический процесс — это пошаговый процесс выхода из критических ситуаций".
Это абсолютно точное определение того, что происходит на съемочной площадке. Мне это нравится. Мне интересно попадать в критические ситуации и проверять, насколько хватить моих сил, моего терпения, чуткости и понимания, как из этого выйти.
— Какой фильм дался вам сложнее всего?
— Мы его еще не доделали — это фильм для Первого канала про советско-афганскую войну "Вернуть любой ценой". Хотя по сложности он похож и на "Золотую Орду".
Кстати, не могу не сказать огромное спасибо за возможность работать в этом проекте генеральному продюсеру "Марс Медиа" Рубену Дишдишяну и креативному продюсеру Елене Денисевич, с которыми мне посчастливилось работать.
Только "Золотая Орда" — это мелодраматический костюмированный исторический фильм, а "Вернуть любой ценой" — военно-патриотический. На съемках мы жили два с половиной месяца в горах Казахстана, снимали БТРы, вертолеты, бои и жизнь людей, которые пережили эту войну.
— Афганистаном стал Казахстан?
— Тоже была интересная история — когда мы приехали туда на выбор натуры, местные ребята привезли на эти пологие горы и говорят: "Ну вот — чистый Афганистан".
Я говорю: "Вы кого обманываете? Человека, который жил в Таджикистане и знает, какие там горы?" В итоге выбрали место, похожее на Афганистан, почти в 400 километров от Алма-Аты.
— В вашей фильмографии сплошные сериалы, нет желания снять полнометражную картину?
— Желание есть, но на телевидении сейчас происходит намного больше всего интересного. За рубежом много маститых режиссеров тоже перешло на телевидение.
По мне — лучше рассказать длинную историю с интересным сценарием и хорошими актерами. Работа на ТВ мне очень нравится. Но если мне предложат хороший сценарий полного метра — с удовольствием соглашусь.
— Если вернуться к Таджикистану, когда в последний раз вы там были?
— В начале 2000-х снимал там две короткометражки. Но у меня там почти никого не осталось —только два-три друга по художественному училищу. Они коренные таджики. Это их земля, их семьи поколениями там росли, они никуда не уедут. Иногда я с ними общаюсь — благо есть Viber и WhatsApp.
— А что для вас значит Таджикистан?
Это энергетически духовный пласт, который образовался там и который очень сильно развил мое творчество. Иногда я ностальгирую по природе Таджикистана, по людям, по друзьям.
И если бы появилась какая-то идея снять там кино, я бы с удовольствием согласился. Так что буду рад когда-нибудь вернуться в страну, в которой началось мое формирование как личности на съемки.