ДУШАНБЕ, 22 мая — Sputnik. В Узбекистане неожиданно выросли цены на мясо, сообщает газета nuz.uz
Так, в Самарканде в большинстве мясных ларьков говядина и баранина продаются по 28-30 тысяч сумов (8 долларов), а мясная вырезка без костей – 34 тысячи сумов за один килограмм, а в сети Korzinka.uz килограмм мяса стоит от 32,5 до 40 тысяч сумов (до 11 долларов).
Цены на мясо повысились неожиданно для многих, так как с 2014 года они практически не менялись.
Такое повышение цен на один из основных продуктов, каким для узбекистанцев является мясо, не прошло незамеченным для местной власти. В середине прошлой недели городской хокимат провел разбор создавшейся ситуации, пригласив на собрание около 70 хозяев мясных ларьков Самарканда, а также всех председателей сходов граждан города. Мясникам было рекомендовано продавать говядину не выше 24 сум (6 долларов) за кило.
Торговцы мясом недоумевают. По их словам, они платят хозяину за только что забитого быка по 26 тысяч за килограмм. А все остальное – голову, ноги, шкуру, внутренний жир, печень — забирает бесплатно. Теперь можно подсчитать доход мясника от одного забитого быка. Если чистый вес скота составлял 250 килограмм, тогда, продав говядину по 30 тысяч сумов, мясник имеет 1 миллион. 200 тысяч сумов (320 долларов).
Если добавить сюда стоимость той части, которая досталась бесплатно, то его доход составит не мене 1,5 миллиона сумов (396 долларов) за один день. В день реализуют мясо примерно одного быка. Есть информация, что фермер, который ухаживает за скотиной в течение года, постоянно заботится о ней, не имеет такого дохода.
По словам скотоводов, пока не будет решен вопрос с обеспечением фермеров более дешевым и качественным кормом, невозможно говорить о развитии отрасли. В первую очередь, надо увеличить площадь земельных угодий под посев кормовых культур. Для этого требуется время. А пока необходимо импортировать дорогие корма.
Специалисты едины во мнении: только путем укрепления кормовой базы, снизив стоимость комбикорма, шрота, жмыха, а если надо, импортируя корм для животных, можно добиться снижения себестоимости мяса.
Попытка местных властей, которые из самых добрых побуждений и, стремясь уменьшить социальную напряженность в обществе, административным путем хотят добиваться снижения стоимости мяса, не приведет к желаемым результатам. В условиях рыночной экономики нужны другие механизмы регулирования цен, и не стоит идти по пути административного давления.
Подобная практика регулирования цен была в Самарканде и раньше. Но такой подход не приводил к положительным результатам. На несколько дней мясные ларьки закрывались, а в супермаркетах прилавки мясного отдела пустели. Только некоторые мясники работали на свой страх и риск, продавали мясо намного дороже, чем оно стоило до "регулирования" цены. Потом уже не было возможности снижать цену.
Также, в Узбекистане, в апреле был зафиксирован рост цен на сахарный песок. Рост доллара привел к увеличению расходов на сырье для производства сахарного песка — тростниковый сахар-сырец, который как раз и закупается в американской валюте. На сегодняшний день оптовая цена на сахарный песок в Узбекистане колеблется в районе 4,7 тысячи сумов (11,28 сомони) за килограмм. Розничная цена за тот же килограмм сахара составляет 5,2 тысячи сумов (12,48 сомони).
В Таджикистане накануне власти Душанбе позаботились о снижении цен во время месяца Рамазан. Действующий мэр Рустам Эмомали освободил своим постановлением продавцов и фермеров от единовременной денежной выплаты.
Ранее сообщалось, что в апреле цены на некоторые продукты в Таджикистане выросли почти в два раза. Отмечалось, что это ощутимо бьет по кошельку жителей страны.
Скачки цен на пищевые продукты в определенной степени носят сезонный характер и являются результатом сезонного дефицита тех или иных товаров, но в этот раз рост цен также связан с ослаблением национальной валюты. С начала года курс сомони к доллару упал с 7,9 до 8,5.