ДУШАНБЕ, 23 мая — Sputnik, Дмитрий Матвеев. В опубликованном 21 мая компанией CrescentRating Глобальном мусульманском индексе путешествий Таджикистан занял в 26-е место.
РТ обогнал Россию (44-е место) и Узбекистан (29-е место), но уступил Кыргызстану (25-е место) и Казахстану (17-е место). При этом РТ набрал 69,5 баллов из 100 по качеству халяльной продукции. Sputnik Таджикистан выяснил причины недостаточно высокого положения страны в рейтинге.
Рейтинг компания составляет совместно с MasterCard.
Каждую из стран оценивали по нескольким категориям. Это транспортная доступность, наличие визы, сервис, безопасность, подходит ли страна для семейного отдыха, уровень качества халяльной продукции, доступ к молельным комнатам и другие. Первое место в списке заняла Малайзия, набрав 82,5 очка. На втором месте — Объединенные Арабские Эмираты с рейтингом 76,9. За ними на третьем месте следует Индонезия с 72,6 балла.
Что такое "халяльный туризм" и "халяльная продукция"
По словам председателя Комитета по стандарту "Халяль" Духовного управления мусульман Республики Татарстан Марата Низамова, халяль — это приказ Всевышнего.
"Абсолютно все, что касается человеческой деятельности, является дозволенным или недозволенным. Это все прописано в наших священных книгах. Коран разъясняет, что дозволено. Халяль — это все, что дозволено человеку делать Всевышним. Это касается и еды, и одежды, и даже транспорта", — пояснил Низамов.
Основательница и глава компании-производителя женской халяль-одежды IRADA Амина Шабанова добавила, что важную роль в таких рейтингах играют такие вещи, как доступность молитвенных мест и наличие халяльных кафе.
Она добавила, что в плане халяля в одежде женщины-мусульманки сейчас нигде не испытывают проблем. "Так как длинная одежда это сейчас мировой тренд, то сейчас мусульманка может одеться в любой стране", — пояснила Амина. А что касается хиджаба, то под него подойдет обычный длинный платок.
О лидерах в рейтинге
Первые три места в мировом рейтинге халяльного туризма заняли Малайзия, ОАЭ и Индонезия. По словам Марата Низамова, в этом нет ничего удивительного.
"В Индонезии огромное население (эта страна четвертая по количеству населения в мире и первая по количеству мусульман — ред.). Поэтому тут чисто физически сравнивать сложно. Во-вторых, Малайзия, Индонезия, Арабские Эмираты, Турция давно позиционируются как туристические центры. А Таджикистану в силу ряда причин пока сложно заявлять себя туристической страной", — пояснил Низамов.
По его словам, и Таджикистан, и Узбекистан — это достаточно закрытые государства. У них плохо развита инфраструктура, не хватает рекламы туристических направлений.
"Поэтому им и тяжело соревноваться со странами, которые работают над этим десятилетия", — добавил Низамов.
Что касается оценок качества халяльной продукции, то Марат Низамов пояснил, что везде этот критерий оценивается по-разному.
В Таджикистане существуют трудности с туризмом в целом, а не только с халяльной его частью.
Как пояснил политолог Хурсанд Хуррамов, недостаточно высокое место Таджикистана в рейтинге говорит о проблемах во всей туристической отрасли.
"Эта отрасль приоритетна в экономике страны. Но проблемы предстоит решить. Во-первых, существует визовый режим с рядом стран, граждане которых готовы ехать в Таджикистан. Есть утомительные бюрократические процедуры", — пояснил Хуррамов.
По его словам, в первую очередь это касается Горного Бадахшана. Многие туристы посещают Таджикистан по той причине, что хотят посмотреть горы Памира и позаниматься альпинизмом.
Хуррамов отметил, что существует и масса других проблем. Среди них высокие цены на авиабилеты, отсутствие соответствующей инфраструктуры, плохое состояние дорог. "По совокупности все эти факторы препятствуют развитию туризма", — считает политолог.
В то же время Хуррамов добавил, что не все так плохо и у руководства страны есть понимание, что эти проблемы нужно решать.
"В прошлом году была создана электронная система получения виз. Целью было как раз облегчить процедуру ее получения и увеличить поток туристов. Также высказывалось предложение освободить туристические компании от налогов в первые пять лет их деятельности", — резюмировал Хуррамов.