ДУШАНБЕ, 31 мая — Sputnik, Рубен Гарсия. Власти Таджикистана крепко взялись за искоренение вредных привычек населения республики.
Нижняя палата парламента РТ (Маджлиси намояндагон) 31 мая единогласно проголосовала за поправки в закон "О рекламе" и КОАП.
Самая интересная их часть касается распространения и рекламы алкоголя и сигарет. Теперь производители алкоголя и табачных изделий лишатся права рекламировать свою продукцию в любой форме, главным образом на телевидении и радио.
Кроме того, такие компании не смогут открыто, в целях саморекламы, выступать спонсорами спортивных или информационных мероприятий.
Что примечательного в подобном законодательном решении? Стоит отметить самое главное: похвальный выбор парламентариев, отказавшихся от потенциального дохода в государственную казну во имя крепкого здоровья таджикистанцев.
Поясним — ограничение рекламы, если оно и впрямь будет настолько строгим и всеобъемлющим, как об этом говорят члены Маджлиси, неизменно приведет к сокращению притока финансов от продажи алкоголя и табака, что составляет солидную часть бюджета любого государства.
Для сравнения: в России доходы государства от акцизов на алкоголь составляют около 150 миллиардов рублей в год, а доходы от продажи табачных изделий в 2017 году ожидаются на уровне 540 миллиардов.
Подсчитать выгоду Таджикистана от продажи табака несколько сложнее, так как значительная часть продаваемых сигарет, особенно в приграничных областях, оказывается нелицензированной контрабандой, а спиртное — контрафактом. В любом случае сумма эта велика.
Но действительно ли запрет рекламы скажется на снижении потребления табака и алкоголя, особенно среди молодого поколения?
"С точки зрения начальной профилактики изъятие табачной продукции из повседневного визуального ряда — это очевидная необходимость. Надо понимать, что формирование снижения спроса, это, в первую очередь, удаление из зрительного поля всех вредных продуктов, чье частое появление на экране закономерно провоцирует интерес", — отмечает директор Института наркологического здоровья нации Олег Зыков.
Что касается сигарет, сигар, трубок, насвая и прочего, то Всемирной организацией здравоохранения давно разработана конвенция по борьбе с табаком. И страны ее ратифицировавшие (Таджикистан сделал это в июне 2013 года) последовательно убирают с телеэкранов любой рекламный или информационный контент, который может быть отнесен к пропаганде этой вредной привычки.
Напомним, что в апреле в Душанбе при поддержке ВОЗ и Центра здорового образа жизни Минздрава РТ прошел практический семинар для журналистов, посвященный борьбе против табакокурения.
При этом, по словам Зыкова, любые ролики, акции и плакаты, просто констатирующие, что алкоголь, табак или наркотики — это само по себе плохо и вредно, фактически не дают нужного результата, а для кого-то являются еще и невольной пропагандой.
Важно ориентироваться на мировосприятие человека, избавляя его от настойчивых рекомендаций попробовать "освежающий ментоловый вкус" или "глоток ячменного темного". Проще говоря: чем меньше разговоров на эту тему, тем меньше искушение.
"Еще в середине прошлого века был описан механизм психологической составляющей привыкания к алкоголю, согласно которому отсутствие рекламы не дает побудительного мотива. Если исключить ее вообще, люди постепенно перестают задумываться над рекламным объектом или думают о нем гораздо меньше", — пояснил Sputnik Таджикистан российский врач-нарколог Алексей Каротам.
Что касается недостачи в казну "алкогольных" денег, то тут опять же следует обратить внимание на опыт европейских стран и частично России.
Там наиболее активные сторонники трезвости и здорового образа жизни, среди которых немало именитых медиков, говорят о том, что общие средства, которые государство тратит на устранение последствий употребления алкоголя населением (будь то лечение от алкоголизма и "белой горячки", проблемы в семье или поножовщина на пьяную голову), сопоставимы с доходами, получаемыми от его продажи.
Версия неоднозначная, учитывая, что во многих странах деньги от продажи алкоголя и табака целенаправленно расходуются на благотворительность или финансирование сферы культуры.
Однако и без этих расчетов понятно, что выбор между здоровьем нации и пополнением казны довольно-таки очевидный. Здоровье — важнее.
Тем более в Таджикистане, где подавляющее число жителей являются мусульманами, а доход от продажи табака и алкоголя, строго говоря, является "харамным", запрещенным вариантом привлечения финансов.
Отметим, что в 2010 году в республике уже был принят закон "Об ограничении использования табачных изделий", но, увы, работал он неэффективно.