ДУШАНБЕ, 6 июн — Sputnik, Андрей Захватов. В конце мая в штаб-квартире ШОС в Пекине состоялась презентация Национальной стратегии развития Республики Таджикистан до 2030 года.
Как заявил посол Таджикистана в Китае Парвиз Давлатзода, власти уже подготовили программу для реализации стыковки стратегии с экономической инициативой Китая "Один пояс — один путь".
Цели новые, задачи старые. А проекты?
Три из четырех названных послом основных целей Национальной стратегии — энергетическая, продовольственная безопасность и расширение занятости — содержатся и в принятой правительством Таджикистана в 2007 году Концепции перехода Республики Таджикистан к устойчивому развитию с той лишь разницей, что эти цели в третьем разделе Концепции 2007 года названы задачами.
Строго говоря, цели и задачи — это не одно и то же, поскольку цель отвечает на вопрос — что нужно сделать, а задача — как это сделать. Тем не менее приоритеты развития расставлены верно, и переход от концепции к стратегии, а затем к программе (к конкретным проектам) с точки зрения этапов разработки подобных документов — совершенно логичен.
Свободных, не вложенных в дело капиталов в мире более чем достаточно. Есть свободные финансовые ресурсы и в самом Таджикистане. Но деньги, как и люди, стремятся туда, где к ним хорошо относятся. И поэтому столь же логично возникают два вопроса:
— Будет ли готов Таджикистан предложить внешним и внутренним частным инвесторам проекты, для реализации которых они будут готовы ежегодно вкладывать свои деньги в объеме, в три и более раз превышающем годовой бюджет республики?
На старте реализации Национальной стратегии развития два вопроса выходят на первый план. В первую очередь — вопрос о наличии у Таджикистана конкретных проектов, которые, по логике вещей, должны войти в различные отраслевые программы, в том числе в программу стыковки Национальной стратегии с китайской инициативой "Один пояс — один путь".
Что это за проекты и кто их разработает?
Сложно сказать, в какой стадии готовности находится эта программа стыковки и какие проекты в нее вошли. Однако совершенно ясно, что обеспечить Таджикистан привлекательными инвестиционными проектами силами только одного республиканского Минэкономразвития будет невозможно, даже если в помощь ему будет задействован Госкомитет по инвестициям и управлению государственным имуществом.
Задача правительственных структур — реализация государственной политики в сфере экономики на макроуровне, а чиновничий аппарат министерств и госкомитетов не предназначен для разработки технико-экономических обоснований проектов (ТЭО) на отраслевом уровне.
ТЭО выполняются специализированными проектными организациями различных министерств, которым выдается заказ на разработку и выделяется соответствующее финансирование. Целый ряд крупных и сложных проектов, таких как строительство и модернизация крупных ГЭС, может быть разработан за рубежом или с участием иностранных специалистов, зарплату которым нужно платить валютой.
Численность специалистов в проектных организациях Таджикистана в результате гражданской войны 90-х годов снизилась в разы. Тем не менее республика в состоянии предложить инвесторам привлекательные проекты, выбор которых может быть достаточно широк.
Таджикистан — аграрно-индустриальная страна, обладающая высоким потенциалом в четырех чрезвычайно привлекательных для инвесторов направлениях: гидроэнергетике, добыче и переработке полезных ископаемых, сельском хозяйстве и туризме. К проектам, наиболее интересным инвесторам, эксперты относят проекты в энергетике и разработке недр. Именно эти два направления представляют особый интерес для Китая, который уже вложил в эти отрасли в Таджикистане сотни миллионов долларов.
Велики потенциальные возможности Таджикистана и в сельском хозяйстве, поскольку до сих пор импорт продовольствия республики по отдельным продовольственным позициям превышает 40 и более процентов. Сфера же туризма, по убеждениям экспертов, которые теперь уже разделяет и правительство Таджикистана, представляет для республики поистине "золотое дно".
Кто еще, кроме Китая?
Вне всякого сомнения, главные надежды властей Таджикистана в развитии экономики связаны со своим могущественным соседом, который вышел на первые места в прямых инвестициях в экономику и в объемах кредитования.
Китайских предприятий в Таджикистане уже настолько много, что у их владельцев появилась необходимость свою собственность как-то охранять, в том числе — своими силами. Поэтому Китай уже не скрывает долгосрочных планов в сотрудничестве с Таджикистаном в сфере безопасности, в первую очередь — в противостоянии экстремизму и терроризму.
Как ожидается, крупные инвестиции в ряде отраслей экономики Таджикистан может получить также из Саудовской Аравии, Индии, США, ряда европейских стран, а также из России, которая по-прежнему остается в числе крупнейших торговых партнеров Таджикистана и уже несколько лет приглашает республику вступить в Евразийский союз (ЕАЭС).
Для сравнения: на долю стран Европейского союза в 2016 году приходилось 42,8% российского товарооборота, что в 251 раз больше, чем с Таджикистаном.
Что же касается экономического эффекта от вступления Таджикистана в ЕАЭС, то оценка эффективности от этой интеграции была просчитана Евразийский банком развития в докладе "Оценка экономического эффекта присоединения Таджикистана к Таможенному союзу и единому экономическому пространству" еще в 2013 году.
"Согласно оценкам различных исследователей, эффекты торгового характера от вступления Республики Таджикистан в Таможенный союз будут невелики. Годовой прирост в пищевой промышленности составит от 0,8 —1,5%, в сельском хозяйстве — не более 0,5%, в сфере услуг несколько больше — 0,6%, в производстве электроэнергии — 0,7 — 0,84%", — говорится в докладе.
В долгосрочном плане эффект будет намного значительнее, в первую очередь — с разрешением проблемы трудовой миграции, поскольку объем денежных переводов трудовых мигрантов из России на родину составляет порядка 40% от годового ВВП страны.
Планка целей Национальной стратегии развития Таджикистана до 2030 года поднята чрезвычайно высоко. А это значит, что разработчики Стратегии рано или поздно придут к выводу, что к рассмотрению вопроса вхождения республики в Таможенный и Евразийский союз стоит вернуться еще раз.