ДУШАНБЕ, 8 июл — Sputnik. Энергетический проект CASA-1000 несет в себе больше геополитическую нагрузку, нежели экономическую, считает эксперт по Среднему Востоку и Центральной Азии Александр Князев.
Накануне в Душанбе прошла встреча стран-участниц CASA-1000. В столицу Таджикистана прилетели президент Афганистана Ашраф Гани, премьер-министр Кыргызстана Сооронбай Жээнбеков и премьер-министр Пакистана Наваз Шариф. В беседе с главой РТ Гани высказал идею, что Туркменистан и Узбекистан могли бы также присоединиться к проекту.
По мнению Князева, такое развитие событий маловероятно.
"Дело в том, что гипотетическое направление с севера на юг (Кыргызстан — Таджикистан — Афганистан — Пакистан — Индия), что подразумевается проектом CASA-1000, является конкурентным по отношению к другим проектам, да и вообще к интересам энергоэкспорта со стороны Узбекистана и особенно Туркменистана", — пояснил политолог Sputnik Таджикистан.
Тепло VS вода
Князев напомнил, что существует параллельный энергопроект по поставкам электроэнергии из тепловых станций Туркменистана и Узбекистана в Афганистан, а затем в Пакистан и Индию.
Речь идет о проекте ТУТАП (Туркменистан — Узбекистан — Таджикистан — Афганистан — Пакистан), который подразумевает поставку электроэнергии с тепловых станций Туркменистана и Узбекистана в Афганистан и затем Пакистан.
"Поскольку Узбекистан и Туркменистан являются крупными производителями тепловой энергии, они выступают прямыми конкурентами для Таджикистана и Кыргызстана", — сказал он.
Кроме этого, по мнению эксперта, учитывая ситуацию на афганской территории, проект ТУТАП является немного более простым в осуществлении с точки зрения безопасности, чем масштабный CASA-1000. Также стоит брать во внимание, что тепловая энергетика в отличие от гидро не зависит от сезонов и вырабатывается круглогодично в равномерном режиме, что важно для любого потенциального покупателя. А вот гидроэнергетика "работает" на всю мощь только в летний период.
"Поэтому для потребителей Афганистана, Пакистана и Индии всегда будет предпочтительнее тепловая энергетика Узбекистана и Туркменистана. Поэтому, я не думаю, что кто-то из них (двух стран — ред.) проявит интерес", — сказал Князев.
Политолог пояснил, что в привлечении еще двух стран в проект CASA-1000 заинтересован Афганистан.
"Афганистану и то и другое было бы интересно, поскольку он является в данном случае отчасти транзитной, отчасти потребляющей территорией. Поэтом Афганистану выгодно и то и другое", — сказал он, добавив, что Афганистан в настоящее время питается электроэнергией по двум направлениям: из Таджикистана через Кундуз и из Узбекистана до Кабула.
И сейчас экспорт из Узбекистан является более важным, более уверенным.
Геополитическая CASA
Говоря о реализации CASA-1000, эксперт отметил, что проект имеет преимущественно не экономический, а геополитический характер.
"И CASA-1000, и ТУТАП в значительной степени, и газовый проект ТАПИ (Туркменистан — Афганистан — Пакистан — Индия) являются элементами большого геополитического проекта под названием "Большая Центральная Азия", который подразумевает отрыв экономических, в данном случае энергетических связей региона от России и перенос акцентов на юг", — пояснил Александр Князев.
Комментируя слова президента Таджикистана Эмомали Рахмона о том, что CASA отстает от намеченных сроков, эксперт подтвердил, что другие страны-участницы работают над проектом не в полную силу.
Это объясняется тем, что некоторые моменты до сих пор не просчитаны, не согласованы. А Кыргызстан, хотя и вовлечен в проект, пока не может ничего предложить: Камбаратинская ГЭС по-прежнему не построена и едва ли будет построена вообще. Далека пока от завершения и Рогунская ГЭС в Таджикистане. В настоящее время и РТ, и КР являются энергодефицитными странами.
Напомним, CASA-1000 предусматривает покрытие дефицита электроэнергии в Пакистане за счет продажи излишков гидроэнерации из Таджикистана и Кыргызстана в летний период транзитом через Афганистан.
По данным Всемирного банка, в рамках проекта будут построены линии электропередачи протяженностью более 1200 км.
В мае 2016 года президент Таджикистана Эмомали Рахмон, исполнительный председатель республики Афганистан Абдулло Абдулло, премьер-министр Пакистана Мухаммад Наваз Шариф и премьер-министр Кыргызстана Сооронбай Жээнбеков вместе запустили CASA-1000.
Срок реализации CASA-1000 — не ранее 2020 годов.