Два способа: как сделать прибыльной ж/д ветку из Таджикистана в Узбекистан

© Sputnik / Юрий Лашов / Перейти в фотобанкУчасток железнодорожного пути, архивное фото
Участок железнодорожного пути, архивное фото - Sputnik Таджикистан
Железнодорожное сообщение между Таджикистаном и Узбекистаном недостаточно выгодно экономически, чтобы его расширять. Однако это можно подправить за счет льготных условий транзита и ширпотреба из Китая

ДУШАНБЕ, 10 авг — Sputnik, Рубен Гарсия. Строительство дополнительного участка железной дороги между Таджикистаном и Узбекистаном экономически не обосновано, считает зампред правления "Узбекских железных дорог" (УЖД) Даврон Дехканов, отвечая на вопрос, соединят ли новые рельсы две соседние республики.

Доводы Дехканова вполне убедительны: грузы доставляются вовремя, никаких задержек нет, как и потребности в строительстве новых веток.

Железная дорога, архивное фото - Sputnik Таджикистан
Иран и Афганистан создают новый транспортный коридор в Центральной Азии

И хотя Ташкент, судя по всему, не планирует прокладывать новые пути в сторону Таджикистана, тем не менее страна готова использовать весь существующий логистический потенциал и загружать рельсы по полной, предлагая Таджикистану льготные условия на перевозки.

Так, Узбекистан предоставил Таджикистану скидку в 40% на перевозку грузов по узбекистанскому участку железной дороги.

О том, чем еще заполнить вагоны, идущие в сторону Ташкента и как сделать более прибыльным железнодорожное сообщение между государствами, Sputnik Таджикистан рассказала руководитель сектора экономического развития постсоветских стран ЦПИ Института экономики РАН Елена Кузьмина.

Даешь ширпотреб

"Экспортные группы товаров у двух стран примерно одинаковые. Потому Узбекистан заинтересован не столько в расширении товарооборота, сколько в увеличении транзитного потока на территории страны", — отмечает экономист.

И хотя товарооборот между Таджикистаном и Узбекистаном по итогам первого полугодия по сравнению с аналогичным периодом 2016 года увеличился в два раза, речь идет в основном о приграничной торговле, где перевозки осуществляются грузовыми фурами, а не вереницами товарных вагонов.

Соответственно, Таджикистану выгодно отгружать те товары, которых нет ни в РТ, ни в РУз. Речь идет, в первую очередь, о продукции китайского производства. Здесь стоит отметить, что именно КНР является основным зарубежным инвестором крупных логистических проектов на территории республики.

Мост Чаоху, архивное фото - Sputnik Таджикистан
Экономический прорыв: Шелковый путь изменит мировой баланс сил

"Учитывая, где и с кем предполагается строить эти железные дороги, можно предположить, что основу товарооборота составит китайский ширпотреб (товары широкого потребления) и товары народного потребления. Наиболее востребованная дешевая продукция будет оседать в том числе и в Узбекистане", — пояснила Елена Кузьмина Sputnik Таджикистан.

Причем вести продукцию Китая вглубь страны особого смысла нет, так как значительная часть товаров из Поднебесной попадает в Узбекистан через границу с Кыргызстаном и Казахстаном.

Сделать билеты дешевле

Загрузить железную дорогу можно не только за счет перевозки грузов. Пассажирские перевозки смогут приносить больше дохода в казну обеих стран, но только в том случае, если путешествие на поезде будет обходиться пассажирам дешевле и станет удобнее, чем иные виды транспорта.

"Пассажиропоток может увеличиться, хоть и незначительно, только в одном случае, если для граждан будет упрощено пересечение границы", — считает экономист.

Железная дорога, архивное фото - Sputnik Таджикистан
Таджикистан и Узбекистан хотят построить новую железную дорогу
Сейчас на узбекско-таджикской границе действуют несколько межгосударственных железнодорожных пограничных переходов — в Ферганской, Ташкентской и Сурхандарьинской областях.

Напомним, в феврале 2017 года власти Узбекистана направили Таджикистану предложение по открытию железнодорожного сообщения между республиками на участке Амузанг-Галаба. Причем узбекистанская сторона в лице главного инженера УЖД Хуснитдина Хосилова подчеркивала, что прокладывать пути только ради пассажирских перевозок попросту нецелесообразно.

Ранее страны рассматривали идею открытия железнодорожного сообщения через Узбекистан в Россию по маршруту Душанбе-Пахтаабад-Бойсун-Карши-Тошгузар в обход Туркменистана.

Правда, эта идея вызвала негодование Ашхабада, где подчеркнули, что такие транспортные планы сильно вредят дружеским туркмено-таджикским связям и сотрудничеству.

Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
В ЭФИРЕ
Заголовок открываемого материала
Международный
InternationalEnglishАнглийскийMundoEspañolИспанский
Европа
DeutschlandDeutschНемецкийFranceFrançaisФранцузскийΕλλάδαΕλληνικάГреческийItaliaItalianoИтальянскийČeská republikaČeštinaЧешскийPolskaPolskiПольскийСрбиjаСрпскиСербскийLatvijaLatviešuЛатышскийLietuvaLietuviųЛитовскийMoldovaMoldoveneascăМолдавскийБеларусьБеларускiБелорусский
Закавказье
АҧсныАҧсышәалаАбхазскийԱրմենիաՀայերենАрмянскийAzərbaycanАzərbaycancaАзербайджанскийХуссар ИрыстонИронауОсетинскийსაქართველოქართულიГрузинский
Ближний Восток
Sputnik عربيArabicАрабскийTürkiyeTürkçeТурецкийSputnik ایرانPersianФарсиSputnik افغانستانDariДари
Центральная Азия
ҚазақстанҚазақ тіліКазахскийКыргызстанКыргызчаКиргизскийOʻzbekistonЎзбекчаУзбекскийТоҷикистонТоҷикӣТаджикский
Восточная и Юго-Восточная Азия
Việt NamTiếng ViệtВьетнамский日本日本語Японский俄罗斯卫星通讯社中文(简体)Китайский (упр.)俄罗斯卫星通讯社中文(繁体)Китайский (трад.)
Южная Америка
BrasilPortuguêsПортугальский